27 января 2015
2946

Светлана Липина: Устойчивое развитие России на основе принципов зелёной экономики.

Ключевые слова: Устойчивое развитие, зелёная экономика, стратегическое планирование, Арктика, регионы России.

Стоящие перед нашей страной новые вызовы экономического роста, технического совершенства и модернизации экономики, включающие в себя инновационное развитие, означают решение крайне важной задачи - повышение благосостояния населения как необходимого условия качества жизни. А эта задача на сегодняшний день определяется, как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды (экологической безопасности, которая становится определяющей для экономического роста и самого существования человека). Во всем мире это формулируется как обеспечение устойчивого развития на основе принципов "зеленой экономики".
Особо актуальна постановка этой задачи для Арктического региона, где решение экологических проблем должно осуществляться через строгие ограничения на хозяйственную, научную и туристическую деятельность, активное резервирование новых территорий в Арктике как национальных парков, заповедников и стратегических резервов нации и использование высоких технологий в базовых, ресурсных отраслях и секторе услуг. Крупные инвестиционные проекты в Арктике должны в обязательном порядке подвергаться комплексной государственной экспертизе, позволяющей учесть в совокупности экономические, социальные, экологические, оборонные и политические факторы для принятия решения.
Кризисные явления последних лет и формирование новой экономической модели в постиндустриальных странах, заставили многие международные организации и институты активизировать исследования самого качества современного экономического роста для поиска инновационных моделей, обеспечивающих гармоничное развитие природы и человека. В работах по проблемам устойчивого развития начинает использоваться все чаще именно такой системный подход, при котором рассматривается сложная структура показателей, включающая в себя общественную и экологическую системы, социальное, экономическое и природное взаимодействие. Таким образом, экологическая составляющая все больше занимает центральное место в системе характеристик и оценок состояния экономики региона, поскольку индикаторы других групп (природно-ресурсные, экономические, социальные и др.) способны в настоящее время объективно характеризовать направление развития территории только при контроле за окружающей средой и в соотнесении со значениями экологических индикаторов.
Ключевую роль в обеспечении разворота российского общества в направлении устойчивого развития могла бы сыграть поддержка модернизации производства по пути, так называемого двойного выигрыша, где экономическая эффективность будет тесно связана с сокращением вредных выбросов, неистощительного использования природных ресурсов и ресурсов малоотходных производств. А для этого, помимо осознания важности соблюдения экологических требований, необходимы как строгие экологические требования, так и экономическая заинтересованность, включая все возможные механизмы, другими словами, модернизация должна быть выгодна.

Новые возможности для нашей страны дает начавшийся в мире процесс "Рио+20", от Всемирной конференции ООН по устойчивому развитию в 1992 году, через 20 лет после встречи в Рио-де-Жанейро, где одной из моделей является предложенная ООН концепция "зеленого роста", предусматривающая качественное изменение моделей производства и потребления, интеграцию "зеленых принципов" в систему стратегического планирования и бюджетирования, экологизацию бизнеса и инфраструктуры. А в соответствии с решениями Всемирного саммита ООН (2002) с 2005 г. все государства мира должны принять и реализовывать собственные стратегии устойчивого развития.
Можно выделить целый ряд российских проектов на федеральном и региональном уровнях, посвященных собственно индикаторам устойчивого развития. Принятые приоритеты развития России в инновационной политике, в энергоэффективности, в модернизации экономики в соответствии с современными требованиями естественным образом определяют движение в направлении устойчивого развития. А важнейшая цель "зеленой экономики - повышение энергоэффективности - является приоритетной и для России. Она присутствует в Энергетической Стратегии России до 2030 г. (2010), Указе Президента РФ "О повышении энергетической и экологической эффективности" (2008), Законе об энергоэффективности (2009) и др. Под эгидой Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) секретариатом [3]. Национального подготовительного комитета к Всемирному саммиту ООН в Йоханнесбурге по устойчивому развитию был подготовлен доклад "Национальная оценка прогресса при переходе Российской Федерации к устойчивому развитию" (2002), содержащий большое количество индикаторов устойчивости. Среди разработок на макроуровне следует отметить исследования: проект Минэкономразвития РФ и Всемирного Банка "Учет экологического фактора в системе индикаторов социально-экономического развития" (2001-2002), проект английской фирмы ERM "Разработка индикаторов для оценки устойчивости процесса экономических и социальных реформ в Российской Федерации" (2003-2004, профинансированный Министерством международного развития Великобритании и осуществленный под руководством Минэкономразвития России [2]), "Разработку предложений по отражению показателей "зеленого" роста, "зеленой" экономики в составе прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (2013-2014гг, Заказчик - Министерство экономического развития России, исполнитель СОПС ), а также Стратегию экологической безопасности России на период до 2025 года (проект) (Министерство природных ресурсов и экологии России, основной исполнитель - СОПС). Именно в этих документах подчеркивается важность и необходимость развития секторов "зеленой" экономики. Отдельные предложения по развитию зелёной экономики нашли свое отражение в имеющихся долгосрочных программах по отдельным ресурсам: по энергетическим ресурсам, в том числе возобновляемым, - в уже упомянутой Энергетической стратегии до 2030 г.; по воде - в Водной Стратегии РФ до 2020 г. (2010); по земле - в Государственной программе по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (2012). Именно экологические требования, которые сегодня озвучены как принципы "зеленой экономики", определяют направления инновационного развития и модернизации производства для того, чтобы обеспечить длительное благополучное развитие экономики.
Именно приоритеты "зеленой экономики", с разработанными адекватными инструментами и индексами для оценки перехода к "зеленой" экономике на перспективу, необходимо включить в общие планы развития, нацеленные на решение социально-экономических задач.
Термин "зеленая" экономика впервые был использован в работе "Проект зеленой экономики" в 1989 году, программным текстом которого была экономика устойчивого развития . По определению, данному в докладах ЮНЕП, "зеленая" экономика определяется как экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее деградации. По оценкам ЮНЕП достаточно 2% мирового ВВП в "озеленение" 10 секторов для изменения характера мирового развития, снижения выбросов парниковых газов и эффективного использования ресурсов. (см. табл 1)
Таблица 1. Основные сектора в зеленой экономике по классификации ЮНЕП и их цели .
    СЕКТОРА    ЦЕЛИ
1.    Сельское хозяйство    Увеличение калорийности рациона до 2800-3000 ккал/день к 2030 году (и сохранение на этом уровне)
2.    Отопление и
освещение зданий    Повышение энергоэффективности для достижения уровней энергопотребления и выбросов, установленных в сценарии МЭА Blue Map
3.    Энергоснабжение     Расширение применения возобновляемых источников для электрогенерации и первичного потребления для достижения как минимум показателей, установленных в сценарии МЭА Blue Map
Генерация электроэнергии с низким уровнем выбросов углерода (предложение) и энергоэффективность и управление энергопотреблением (спрос), необходимых для построения энергетического рынка с низким уровнем выбросов углерода к 2020 году
4.    Рыболовство    Достижение максимального устойчивого улова за счет сокращения суммарного мирового вылова на 50% посредством вывода из эксплуатации судов, перенаправления трудовых ресурсов и управления рыболовным хозяйство
5.    Лесное хозяйство     Сокращение на 50% вырубки лесов к 2030 году, а также увеличение лесопосадок для обеспечения стабильного производства лесной продукции
Эффективное управление имеющейся сетью охраняемых лесов
6.    Промышленность    Повышение энергоэффективности для достижения целевых показателей энергопотребления и выбросов, установленных в сценарии МЭА Blue Map
7.    Транспорт    Повышение энергоэффективности для достижения целевых показателей энергопотребления и выбросов, установленных в сценарии МЭА Blue Map, рост использования общественного транспорта
8.    Отходы    Сокращение захоронения отходов не менее чем на 70%
9.    Вода    Достичь Цели тысячелетия в области развития - сократить вдвое количество людей, не имеющих доступа к воде и санитарным услугам к 2015 году, а также уменьшить удельное водопотребление (количественный показатель не установлен)
10.    Энергетический
сектор    Улучшение использования и экономия топливно-энергетических ресурсов, радикальное повышение энергоэффективности, сокращение экологического воздействия и повышение безопасности

Многие страны сегодня реализуют антикризисные программы на основе учета принципов "зеленой" экономики, однако, методологические подходы отражения показателей и индикаторов "зеленой" экономики в документах прогностического характера Европейских стран, стран Северной Америки, стран Азиатско-Тихоокеанского региона и стран СНГ существенно отличаются. Успех в распространении идей устойчивого развития на основе "зеленой" экономики и активного участия в процессе обобщения опыта различных стран по устойчивому развитию предполагает их адаптацию с учетом специфики каждой страны. При этом цель остается одна - обеспечение и усиление комплексного подхода между тремя основами устойчивого развития, а именно: экономическим ростом, социальным развитием и защитой окружающей среды.
Следует подчеркнуть, что концепция "зеленой" экономики не заменяет собой концепцию устойчивого развития. Однако сейчас все более широко признается тот факт, что достижение устойчивости во многом зависит от "позеленения" экономики. Именно экологизация экономической деятельности, эффективно функционирующий инновационный механизм экологизации предприятий производственной сферы вполне можно рассматривать в качестве социально-экономического гаранта устойчивого поступательного развития региона, стимулирования его природнохозяйственного прогресса и инвестиционной деятельности и как следствие, повышения благосостояния населения. Формирование "зеленой" экономики, предполагающей модернизацию производственно-технологического аппарата в большинстве отраслей современной экономики, служит стимулом развертывания в различных секторах инновационных процессов, направленных на создание здоровой конкурентной среды и устойчивых деловых связей. "Зеленая" экономика способствует устойчивому развитию путем сбалансированного (комплексного) подхода в решении приоритетных направлений в экономике, социальной сфере и экологии. И эффект может быть достигнут за счет повышения доступа экологических зеленых технологий, внедрения наилучших доступных технических методов для комплексного предотвращения и контроля загрязнения окружающей среды и, как следствие, открываются новые рыночные возможности торгово-экономического сотрудничества.
Переход к устойчивому развитию требует кардинальных преобразований, в центре которых - экологизация всех основных видов деятельности человечества, самого человека, изменение его сознания и созидание нового "устойчивого общества" как главного глобального вызова сегодняшнего дня. Нельзя провести модернизацию для устойчивого развития без грамотной экологической политики, модернизация нужна не для увеличения ВВП, не для большего производства сырья, а для граждан, каждого человека.
Огромная территория России с сохранившимися невозобновляемыми природными ресурсами и естественными экосистемами, с человеческим потенциалом и экономическими ресурсами являются действенными инструментами решения проблем для движения к устойчивому развитию. Это значит, что геоэкономический базис России дает шанс нашему государству двигаться по пути достижения устойчивого развития.
Перемены, которые должны произойти в хозяйственном комплексе России в связи с переориентацией на устойчивую в экономическом, социальном и экологическом отношении модель роста, потребуют интеграции принципов "зеленой" экономики и в формирующуюся современную инфраструктуру. В состав инфраструктурных секторов входит водная инфраструктура, включая дамбы и водохранилища, землеустройство и планировка территорий, жилищное строительство, система защиты прибрежных территорий от наводнений, дорожно-транспортная инфраструктура (в том числе порты, мосты и дороги), энергетика (включая АЭС) и ряд других.
Методология устойчивого развития выделяет четыре группы показателей посредством которых формирование "зеленой" экономики может служить двигателями экономического роста воплощающегося, в том числе и в увеличении ВВП .
Первая группа показателей - показатели, характеризующие потенциальные возможности перехода к "зеленой" экономике:
    повышение продуктивности природных ресурсов (лесных, рыбных, сельскохозяйственных угодий и др.);
-    эффективное управление капиталом (снижение экономического ущерба от потерь капитала вследствие более умелого управления экологическими рисками);
-    повышение качества человеческого потенциала от состояния окружающей среды (сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни).
Вторая группа - показатели повышения эффективности системообразующих секторов, включая энергетику, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и др.:
-    повышение энергоэффективности;
-    снижение выбросов парниковых газов;
-    внедрение альтернативных источников энергии.
Третья группа - инвестиционные вложения в развитие "зеленой" экономики, включая систему водоснабжения и канализации, общественный транспорт, ориентированный на альтернативные источники топлива и др.
Одновременно для инфраструктурных отраслей характерна экономия от масштабов производств, сетевые эффекты и комплексный эффект между экономическими, экологическими и социальными целями, что повышает эффективность вкладываемых инвестиций.
Как показывает практика внедрения "зеленой" экономики при производстве панелей для солнечной энергии только за три года снижение соответствующих затрат составило 75%, в секторе ветряной энергии средняя доходность прибрежной ветряной фермы поднялась в 2012 г. до 35% . Значительной эффективностью обладают инвестиции и в энергоэффективное домостроение, снижая издержки, связанные с энергопотреблением, на 30%.
Четвертая группа показателей - показатели, стимулирующие инновационную деятельность в развитие "зеленой" экономики (в том числе на уровне фирм) для создания благоприятной конкурентной среды и получения инновационного эффекта путем внедрения инновационных стандартов и регламентов.
Одной из первых международных организаций, которая осознала недостаточность традиционного использования ВВП, как обобщенной меры оценки прогресса в рамках доминирующей в настоящее время модели экономики, стал Всемирный Банк, который начал использовать интегральный эколого-социально-экономический "Индекс скорректированных чистых накоплений", который и послужил критерием при отборе индикаторов "зеленой" экономики.
Приоритетные отрасли "зеленой" экономики и ресурсоэффективность, предложенные Комитетом по экологической политике (КЕП) ЕЭК ООН приводится ниже. (Руководящая группа по экологическим оценкам ЕЭКООН //www.unece.org.env) (см. табл 2)
Таблица 2. Приоритетные отрасли "зеленой" экономики и ресурсоэффективность
"Зеленая" экономика    Ресурсоэффективность
-    Возобновляемые источники энергии (включая гидроэнергию, биотопливо, биомассу).
-    Энергоэффективность.
-    Мобильность (качество воздуха, выбросы и шум).
-    Промышленность (выбросы, сбросы и образование отходов).
-    Инновации.
-    Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и стратегическая оценка воздействия (СОВ).
-    Управление (включая институциональную организацию и многосторонние природоохранные соглашения) и обзоры результативности экологической деятельности.
-    Корпоративная социальная ответственность и экологическая отчетность.
-    Добывающие отрасли.    o    Использование природного капитала (включая связь лесного и сельского хозяйства и процессов урбанизации с использованием и деградацией земель, почв, водных ресурсов и биоразнобразия).
-    Эффективность использования водных ресурсов в промышленных, сельских и городских зонах.
-    Анализ жизненного цикла.
-    Экологический учет.
-    Модели устойчивого потребления и производства.
o    Туризм

О необходимости "зеленого" роста всё чаще говорят и в России, в том числе на высоком политическом уровне. В проект Стратегии экологической безопасности России разработчики внесли ряд существенных разделов по экологизации экономики (зелёной экономики) страны. В проекте Стратегии прописаны угрозы экологической безопасности России, стратегические цели и задачи, целевые показатели обеспечения экологической безопасности основные направления государственной политики по обеспечению экологической безопасности, особое внимание уделено ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности, адаптационным мерам в связи с глобальными изменениями климата, инновационной и научно-технической модернизации в сфере обеспечения экологической безопасности.
Таким образом, сегодня возрастает необходимость актуализации региональных стратегий и программ, в том числе и субъектов Арктической зоны России, где одним из основных направлений развития территорий может стать "зеленая экономика", как ответ на глобальные экологические вызовы. Арктика на сегодняшний день, пожалуй, как никогда ранее нуждается в особом внимании и бережном отношении, а обеспечить экологическую безопасность Арктического региона можно только объединением усилий между органами власти субъектов АЗРФ, научным сообществом, бизнесом и коренными малочисленными народностями Севера. Только при условии сохранения природных систем, поддержания соответствующего качества окружающей среды и перехода экономики на принципы зелёного роста возможно устойчивое развитие, высокое качество жизни и здоровья населения этого макрорегиона. Для этого необходимо формирование и реализация последовательной политики в области экологии, направленной на охрану окружающей среды и рациональное природопользование. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.






IV ФОРУМ- Международная встреча высоких представителей государств - членов Арктического совета, стран - наблюдателей Арктического совета и зарубежной научной общественности под эгидой аппарата Совета Безопасности РФ. Международная конференция, Нарьян-Мар, 7 августа 2014


Липина Светлана Артуровна, доктор экономических наук, Директор Центра зелёной экономики Совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития России и РАН, заведующая лабораторией РАНХиГС, профессор РУДН, профессор РПУ (Российский Православный Университет)
Опубликовано: Ж. Арктические ведомости. Международный издательский дом "Арктика" (ООО ИД "Арктика"), М., 2014, Москва, N3(11) 2014, 112-121
http://issuu.com/arctic-herald/docs/ah_11-2014_web

Полный материал дан в приложении

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован