Эксклюзив
Карпенков Степан Харланович
08 ноября 2019
384

Русский ренессанс

 

Всероссийский Император Александр III (1845 – 1894), получивший надлежащее духовно-нравственное и эстетическое воспитание и в совершенстве владевший искусством власти, высоко ценил всё изящное, всё прекрасное, что дорого всем людям и что пробуждает в душе каждого человека возвышенные и восторженные чувства. Он всем сердцем любил подлинное изобразительное искусство, и делал всё возможное, чтобы на русской земле рождались не только быстрые разумомНьютоны, свои Ломоносовы и Менделеевы, но ирусские Тицианы, которые с большим художественным мастерством изображали бы на своих полотнах любовь небесную и любовь земную и восхищали бы весь мир.

В средине и во второй половине девятнадцатого века на земле русской создавали свои уникальные живописные шедевры русские выдающиеся художники-передвижники: И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.А. Серов, Ф.А. Васильев, Н.Н. Ге, А.И. Куинджи и другие. Они вывели русское изобразительное искусство намировой уровень, и их славные имена стали известны не только в России, но и далеко за её пределами. Их предшественники, не менее выдающиеся русские художники: В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов А.Н. Иванов, И.К. Айвазовский и другие – положили начало русскому ренессансу.

 Тропинин Василий Андреевич (1776 – 1857), замечательный русский художник, выходец из крепостных крестьян. Его знаменитые картины:«Кружевница», «Портрет Пушкина», «Старик-нищий», «Пряха», «Золотошвейка» и другие. Мягко прописанные портреты отличаются высокимживописным достоинством и простотой исполнения, а для человеческих образов характерны правдивость и спокойствие без какого-либо внутреннего напряжения. 

В картине «Кружевница» художник сумел идеально совместить мягкую кисть, идеальное освещение, и главное – душу и характер героини. За неё он получил высокую оценку аттестационной комиссии – с вручением диплома ему присвоилипочётное звание академика. Что же на самом деле видит на полотне обычный зритель? А видит он девушку, склонившуюся над работой. Её взгляд направлен в сторону зрителя, который, кажется, лишь только что вошёл к ней в комнату. Руки девушки, почти полностью обнажённые, на мгновение замерли,и, кажется, она вот-вот продолжит свою работу, которая ей нравится. Она не позирует для художника, а продолжает плести кружева. Но работа не только не умаляет облик ремесленницы, но и делает его ещёкрасивее и привлекательнее. 

Русская красавица действительно совсем не похожа ни на дворянку, ни на царевну. Она не похожа и на красавицу, изображённую на картине «Женщина перед зеркалом» Тициана, крупнейшего итальянского живописца эпохи Возрождения. У неё нет изысканных нарядов и дорогих украшений. Это всего лишь простая девушка, но чувствуется в её образе некоторая притягательность, и возникает естественное желание более пристально на неё поглядеть. Она свободна, совсем не скованна светскими манерами поведения. Красивая девушка остаётся сама собой, и это прекрасно. С кружевницей так и хочется заговорить. Можно по её открытому взгляду догадаться, что она не станет лгать и лукавить. Честность и открытость – такими весьма редкими чертами характера удалось художнику наделить свою красавицу.

Картина «Кружевница» по праву занимает достойное место в истории русского искусства. Увидеть этот шедевр портретной живописи можно в Третьяковской галерее.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780 – 1847) –выдающийся русский художник, родоначальник крестьянского и бытового жанра в живописи. Его знаменитые работы: «Жнецы», «Гумно», «Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «Захарка» и другие. На картинах: «Девушка в платке», «Крестьянка с васильками» и «Гадание» – изображены настоящие русские красавицы. Художнику удалось воспроизвести самые обыденные и в тоже время простые сцены из сельской жизни: крестьян в повседневной и нелёгкой работе, простых крепостных девушек на жатве и мужиков на сенокосе или на пахоте. Значение творчества А.Г. Венецианова в изобразительном искусстве особенно велико – он,один из первых утвердил народный, крестьянский бытовой жанр. Картина «Гумно» понравилась императору Александра I – его тронули яркие образы крестьян, правдиво переданные художником.

Брюллов Карл Павлович (1799 – 1852) – всемирно признанный мастер исторической живописи, автор картин: «Последний день Помпеи», «Всадница», светских и парадных портретов. Его живописные работы сложены из контрастов света и тени. Под влиянием традиционного академического классицизма, художник наделял свои картины исторической достоверностью, романтическим духом и житейской правдивостью. 

На картине «Последний день Помпеи» мы видим, как естественные силы природы ужасают жителей Помпеи. Огнедышащий вулкан Везувийготов сравнять с землей всё, что на его пути. В небе сверкают страшные, ослепляющие молнии, надвигается невиданный ураган. Видим мы и настоящее людское горе, отчаяние, гибель старого мира, и, возможно, зарождение нового. Это настоящее противостояние жизни и смерти. Характерный фрагмент картины: знатная женщина пытаетсяспастись на быстрой колеснице, но от кары Божией не уйти никому – каждый должен понести наказание за свои грехи. Один из центральных персонажей на полотне – испуганный ребёнок, лежащий возле мёртвой матери. Этот глубоко несчастный ребёноквопреки всему всё же выжил – несмотря на страшную природную стихию, его не покинула светлая надежда на возрождение павшего рода, на спасениечеловечества от грехопадения.

О картине «Последний день Помпеи», настоящем живописном шедевре с восторгом отзывались и западные, и русские ценители искусства. Пушкин посвятил картине хвалебный стих,Гоголь написал о ней статью, а Лермонтов упоминало ней в своих произведениях. Писатель Тургенев также хвалебно отозвался об этом великом шедевре, высказывая свою мысль о творческом единении Италии и России.

Один из родоначальников отечественного возрождения – выдающийся русский художник Иванов Александр Андреевич (1806 – 1858), академик, писавший картины на библейские темы. За свою недолгую жизнь А.А. Иванов создал множество живописных работ и для каждой из них писалотдельные этюды пейзажей и портреты. Будучичеловеком необычайного ума, он всегда стремился показать в своих произведениях стихию народных движений в русской истории и глубоко верил в великое будущее матушки России. Опередив свое время в исканиях русской реалистической живописи, творчество А.А. Иванова оставило потомкам пример совершенного мастерства.

Его картина «Явление Христа народу» – настоящий шедевр русской живописи. Над ней он работал в течение двух десятилетий, находясь в Италии. Для неё он исполнил свыше шестисот этюдов с натуры. А.А. Иванов называл сюжет этой картины всемирным – он стремился показать всё человечество в решающий момент зарождения христианства. В центре и вдали на фоне высоких гор и голубого неба фигура Иисуса Христа, обращённого к народу. На ближнем плане выделяется Иоанн Креститель, совершавший крещение народа в реке Иордан. Правой рукой он указывающий на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна – апостолы: юный Иоанн Богослов, за ним Пётр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной – Нафанаил, «сомневающийся». Правее – юноши и старцы, образ непрекращающейся жизни. Есть здесь и богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором художник писал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Вфигуре, ближайшей к Христу, узнается обликрусского писателя Н.В. Гоголя. В страннике с посохом, сидящем неподалеку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты.

Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества. Смелое новаторство не обошло стороной и живопись, и яркое свидетельство тому – картина А.А. Иванова «Явление Христа народу». 

На создание этого монументального произведения искусства художник потратил много времени. Однако работа над этим масштабным произведением так и не была завершена – к концу жизни он испытывал некое разочарование в своём многолетнем труде, к тому же подводило его и зрение. Но даже в таком незавершённом виде картина производит на зрителя сильное эмоциональное впечатление.

Поистине историческая картина «Явление Христа народу», глубоко нравственная по своему содержанию, велика не только по христианскому замыслу художника, но и по своим размерам – длина её более семи метров, а высота – почти пять с половиной метров. Эту уникальную картину приобрёл Император Александр II, отец будущего наследника престола Александра III. Сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее. 

Айвазовский Иван Константинович (1817 – 1900), выдающийся художник-маринист, автор множества насыщенных романтизмом картин на морские темы. Среди них наиболее известны:«Чёрное море», «Среди волн», «Неаполитанская ночь», «Море», «Коктебельская бухта», «Лунная ночь», «Чесменский бой» и другие. Очень популярныи картины: «Девятый вал», «Радуга. Штиль»,«Всемирный потоп». На многочисленных живописных полотнах художник отразил мягкие тона побережья и качающиеся на морских волнах корабли. Весьма искусно изобразил еле уловимые различные световые эффекты морской воды и пены. А на других картинах он воспроизвёл в ярких красках бушующееморе во время шторма с кораблекрушением. Картины Айвазовского высоко ценили многие известные художники: И.Е. Репин, И.И. Шишкин и другие, амеценат П.М. Третьяков их покупал. 

Крамской Иван Николаевич (1837 – 1887) – замечательный мастер портретного жанра. Его уникальные портреты удивительно красивой незнакомки и многих писателей и художников известны всему миру. «Человечество всегда дорожило теми художественными произведениями, где с возможной полнотой выражена драма человеческого сердца или просто внутренний характер человека. Часто изображения одного только характера бывает достаточно, чтобы имя художника осталось в истории искусства», – утверждал И.Н. Крамской. Сегодня, спустя более столетия, становится очевидным, что онизобразил настоящий русский характер и не один и останется в истории русского изобразительного искусства навсегда как выдающийся русский художник. Чего только стоит лишь одна его картина «Портрет неизвестной». Портрет этой обворожительной красавицы Крамской написал в 1883 году, на фоне Петербурга в открытом экипаже. Обаятельная дама, властная и недоступная незнакомка со смуглым цветом лица, с несколько надменным прищуром красивых глаз, гордо сидящая в коляске во время прогулки проезжая по Аничкову мосту. Величаво и загадочно смотрящая на зрителя неизвестная дама и по сей день очаровывает своим таинственным взглядом всех людей, наделённых Божиим даром видеть и ценить всё прекрасное. Тайну портрета неизвестной Крамской так и не раскрыл ни кому. Но эта картина своей необыкновенной красотой и таинством притягивает неведомой силой многихзрителей.

И.Н. Крамской, выдающийся русский художникнаписал уникальные портреты известных писателей: Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова – Щедрина и поэта Н.А. Некрасова (эта картина имеет название«Некрасов в период последних песен». Его кисти принадлежат портреты Императора Александра III и художника И.И. Шишкина. 

Как один из главных реформаторов русского изобразительного искусства, И.Н. Крамской отстаивал свободу молодых художников и был первым и главный учредителем и основателемТоварищества передвижников. 

  Уникальны картины выдающегося русского художника Перова Василия Григорьевича (1834 – 1882). Очень трогательны и наполнены трагизмам его полотна: «Старики-родители на могиле сына», «Тройка», «Птицелов», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие. Особенно популярна картина «Охотники на привале», которая нравится не только охотникам, но и многим людям. Ранние работы мастера проникнуты критическим, обличительным восприятием и представляют собой живописные карикатуры того времени. Прекрасныпортреты его современников, известных писателей: Достоевского, Тургенева и Островского. Русский художник В.Г. Перов, как никто другой, раскрыл в своих работах дух идейности и свободы творчества.

 Саврасов Алексей Кондратьевич  (1830 – 1897) – прекрасный художник-пейзажист, подлинный мастерлирического русского пейзажа. Его глубокие по содержанию картины: «Грачи прилетели», «Лесная дорога», «У ворот монастыря», «Весенний день» и другие – отличаются своеобразием и неповторимостью лирического пейзажа, очень популярного в то время. Художник раскрыл в своих картинах всю тонкую красоту русского пейзажа с необычайным лиризмом и таинством человеческого бытия в родной русской природе. Известный художник Левитан говорил, что Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С истоков творчества художника в русском изобразительном искусстве пейзажа возродилась лирика с безграничной любовью к своей родной земле.

Весьма притягательны и обворожительны картины Шишкина Ивана Иванович (1832 – 1898), выдающегося русского художника-передвижника. Его уникальные картины: «Утро в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь», «Ручей в лесу», «Корабельная роща», «На севере диком» и многие другие – яркими и сочными красками, с богатыми светотеневыми контрастами отражают подлинную красоту русской природы, которой так и хочется любоваться. И.И. Шишкин – талантливый художник, непревзойдённый мастер лесных пейзажей. Он всем сердцем любил русскую природу, поля со зреющим житом с золотистым отливом и особенно лес с его колоритными оттенками стволов деревьев и воздушными полянами, освещёнными лучами яркогосолнца. Его картины известны очень широкой публике. Занимательные, полные душевного доверия жанровые сюжеты, задуманные художником, придают его картинам не только величие русской природы, но и её неповторимую красоту.

Известны всему миру фундаментальные картиныРепина Ильи Ефимовича (1844 – 1930), выдающегося русского художника-передвижника. Его уникальные и превосходные  живописные полотна: «Бурлаки на Волге», «Письмо запорожцев», «Не ждали» и другие – отличаются своей разносторонностью и в то же время монументальностью жанровых замыслов. Им написана картина «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Грандиозное по размаху и композиционному строению другая его картина –«Торжественное заседание Государственного совета», в которой огромное число присутствующих официальных лиц того времени, включая ИмператораНиколая II. В этой непростой и весьма сложной работе художнику удалось правдоподобно описать характер каждого персонажа. Своими замечательными картинами И.Е. Репин поднял русское изобразительное искусство на мировой уровень. 

Поднял русское искусство и Поленов Василий Дмитриевич (1844 – 1927), известный русский художник-передвижник. Его великолепные картины:«Московский дворик», «Заросший пруд», «Золотая осень», «Бабушкин сад» и другие – отличаются трогательным эмоциональным восприятием и яркой насыщенностью колорита красок. Творческий потенциал В.Д. Поленова был склонен к эпическому видению пейзажа, он очень любил русскую природу и соответственно тяготел к пейзажной тематике. Уникальное творчество художника – это постоянный, неутомимый поиск прекрасного, пробуждающего к хорошему настроению и умиротворению. Оноотличается разносторонностью. Художник много работал как театральный художник, расписывавший различные театральные декорации. Кроме  живописных работ, участвовал в архитектурных разработках, увлекался музыкой, способствовал продвижению различных новаторских предложений. 

Важнейшую роль в становлении русского изобразительного искусства сыграли фундаментальные работы Васнецова ВиктораМихайловича (1848 – 1926), выдающегося русского художника-передвижника. Его великолепные картины: «Богатыри», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Иван-Царевич на сером коне», «Снегурочка», «Баян» и другие –подняли русское искусство на олимп эпохи возрождения. В.М. Васнецов – один из первых замечательных русских художников, портретист и пейзажист, театральный художник. Его творчествообращено к русскому фольклору. С богатырским размахом он написал много полотен на тему русской истории, народных сказаний и былин. Кроме того, онсоздавал превосходные декорации и костюмы к пьесам и сказкам, оказавшим огромное влияние на развитие театрально-декорационного искусства в России. В своих знаменитых живописных произведениях он стремился передать богатырский русский характер, навеянный искренней поэтичностью и глубоким национальным восприятием всего родного, русского.

Русским духом и богатырским восприятием всего русского пронизаны уникальные картины Сурикова Василия Ивановича (1848 – 1916), широко известного русского художника. Его превосходные картины: «Боярыня Морозова», «Покорение Ермаком Сибири», «Переход Суворова через Альпы», – написанные на исторические темы, отличаются особым живописным колоритом и жизненной правдивостью.

Не менее известны и картины Серова ВалентинаАлександровича (1865 – 1911), прославленного русского художника, ученика И.Е. Репина. Его великолепные картины: «Девушка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем», «Похищение Европы» и «Ледовое побоище» – разные по жанру, но их объединяет высокое художественное мастерство живописца. Он в совершенстве владел портретным искусством, и ему заказывали свои портреты известные артисты, меценаты и писатели. Его кисти принадлежит и «Портрет Императора Александра III с рапортом в руках».

Творчество Фёдора АлександровичаВасильева (1850 – 1873), молодого художника, прожившего недолгую жизнь, обогатило русскую живопись многими пейзажами: «Мокрый луг», «Оттепель», «В крымских горах», «Болото» и другими. В них он смог показать красоту русской природы при разной погоде – унылой, пасмурной и ясной, солнечной. В его картинах изображены глухие селения, овраги, ухабы и крестьянские ветхие хаты,вросшие в землю.

Русское изобразительное искусство, вне всякого сомнения, обогатили и другие известные русские художники: Н.Н. Ге (1831 – 1894), А.И. Куинджи(1841 – 1910, И.И. Левитан (1860 – 1900), К.Е.Маковский (1839 – 1915), В.Е. Маковский (1846 – 1920), А.С. Степанов (1858 – 1923) и другие.

С целью обретения свободы творчества и более широкого распространения изобразительного искусства русские художники объединялись. Так, в 1870 году образовалось Товарищество передвижных художественных выставок. Первыми его членами-учредителями были И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, А.К. Саврасов и другие выдающиеся русские художники, позднее названные передвижниками. В уставе творческого объединения отмечалось: «Товарищество имеет целью устройство с надлежащего разрешения передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Такая высочайшая цель творческого объединения талантливых русских художников была достигнута –они вывели русское изобразительное искусство на высочайший уровень ренессанса. Великое русское искусство стало народным и более доступным для широких слоёв населения России благодаря учреждению музеев, в том числе и Русского музея, организованного по инициативе Всероссийского Императора Александра III.

Император Александр III превосходноразбирался в живописи, ценил её и был увлечённым коллекционером предметов искусства, уступавшим в этом благородном начинании разве что Екатерине II.При нём большие его личные и казённые средстварасходовались на приобретение разных ценных предметов искусства. Собранная им обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур уже не помещалась в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов.Поэтому у Императора, тонкого ценителя всего изящного, родилась идея организации государственного музея русского искусства.Задуманное Александром III важное и значимое дело осуществил его сын, наследник престола Император Николай II, подписав 13 апреля 1895 года Высочайший Указ «Об учреждении Русского Музея Императора Александра III» с представлением для сей цели приобретённого в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом. Первые фонды Русского музея сложились из меценатских пожертвований. Главным меценатом выступила царская фамилия.Художественное собрание музея также формировалось из разных источников – произведения поступили из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств, от коллекционеров. В собрание музея вошла и личная коллекция Александра III, а Николай II передал в дар музею обширную коллекцию князя А.Б. Лобанова–Ростовского, выкупленную им у наследников князя.

Оценивая по достоинству уникальные произведения выдающихся русских художников, широко представленных в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже и в других музеях, можно однозначно утверждать, что к концу девятнадцатого века в великой России во всём величии и во всём многообразии проявился русский ренессанс.  

Библиографические ссылки 

Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019. – 144 с.

Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой 

России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.

Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.     

Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.

Карпенков С.Х. Экология: учебник  в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.

Степан Харланович Карпенков 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован