Эксклюзив
Мурашев Александр Михайлович
11 мая 2018
1030

Российский флот на Дальнем Востоке

О книге Владимира Крюкова «Российский военный флот на Амуре. Исторические заметки»
Main fl

Обострившаяся на рубеже XXI века внешнеполитическая обстановка вызвана активизацией антироссийских сил в США и Западной Европе, подталкивающих националистическое приграничье к военным провокациям. Наряду с этим нарастает объём дезинформации в идеологической сфере, преднамеренно искажаются исторические факты для преуменьшения исторической роли России в развитии мировой цивилизации.

Причина такой враждебности кроется именно в мощном экономическом и военном потенциале России, в её географическом положении с выходом к морям и океанам и ведущей роли в международной политике. Один из представителей английской крупной морской торговли начала XIX века заявлял: «Россия в деле мореплавания – опасный соперник, за которым нужно наблюдать и, если можно, сбивать его с пути и не давать ему хода в коммерческих делах.» (В.А. Лямин. Ключ к двум океанам. – Хаб. кн. изд-во, 1981. – С. 18.) Можно привести множество иных подобных высказываний, в том числе раскрывающих планы изощрённых идеологических диверсий. Однако мелкие препятствия, чинимые недругами, как и организованные ими военные нашествия, в итоге оборачивались к пользе России. Западно-европейские колонизаторы получили достойный отпор при попытке занять восточное побережье Русской Азии. При этом следует отметить, что русские казаки заслонили местное население от геноцида, которому колонизаторы подвергли индейцев на захваченных территориях американского континента.

Объявленная России информационная война рассчитана на то, чтобы внести сомнения в российское гражданское общество, ослабить единство народа, поддержать центробежные настроения национальной буржуазии. Всё это неизмеримо актуализирует вопросы патриотического воспитания молодёжи, чтобы вирусу исторической лжи фальсификаторов мог быть противопоставлен стойкий иммунитет исторической правды. Именно с этой целью наши замечательные отечественные учёные, историки, политологи, общественные деятели и краеведы работают с подлинными архивными документами, открывают для современников заметки участников и свидетелей событий минувшей эпохи. Эти знания развенчивают антироссийские мифы, сфабрикованные зарубежными спецслужбами, в том числе и миф о якобы исторической несостоятельности России как морской державы и отсталости её флота.

Вместе с тем победы на Чёрном и Балтийском морях, одержанные выдающимися русскими флотоводцами над превосходящими силами внешней агрессии, не нуждаются в комментариях, факты говорят сами за себя: российский флот со времён царя Петра I не уступал зарубежным аналогам в качественном отношении. Конструкция маломерных судов внутреннего морского и каботажного судоходства во многом способствовала развитию мореходных традиций,  успеху дальних экспедиций в северных морях и открытию неизвестных земель на Дальнем Востоке.       

Российский флот на Дальнем Востоке развивался в специфических условиях. Книга «Российский военный флот на Амуре. Исторические заметки» Владимира Крюкова охватывает эпохи от первых казачьих экспедиций В.Д. Пояркова (1644 г.) и Е.П. Хабарова (1650 г.) по Амуру до времён освоения края и периода индустриализации. Амурская флотилия, какой бы период истории мы ни взяли, отвечала главной задаче – служить заслоном внешней агрессии, и не раз доказывала это.

Автор потомственный казак древнего казацкого рода, родителей которого судьба забросила на Дальний Восток. На правобережье Амура вдоль Больбинской протоки и Кадинского озера, в низкогорной тайге западных отрогов Сихотэ-Алиня до Татарского пролива были разбросаны лагеря ГУЛАГа. Основной вид работ была лесозаготовка. В посёлке Решающем (Нижняя Осиповка) прошло детство будущего писателя, краеведа, почётного атамана Амурского казачьего войска, члена-корреспондента РАЕН Владимира Викторовича Крюкова. Поэтому научные интересы и публицистика автора связаны с исследованиями и популяризацией выдающейся роли российского  казачества в открытии и освоении земель азиатского континента от Уральских гор до Тихого океана. Значительный объём изданных автором книг посвящён вопросам освоения Амура российским казачеством. Следует отметить, что советские публицисты и историки не стремились дать должную оценку географическому подвигу казачества, избегая называть «служилых людей» казаками по политическим мотивам, отдавая преимущество крестьянству. В связи с особенностями социальной организации казачество оставалось неудобным и в некоторой мере непредсказуемой силой. В значительной мере эти качества проявились в период Гражданской войны. 

Великий русский учёный М.В. Ломоносов был убеждён, что «И наша досягнет в Америку держава». И действительно, российские корабли достигли Аляски, Алеутских островов и «Русской Америки». К сожалению, нерешительность и трусливая дипломатия царского правительства, понадеявшегося на призрачный союз с США, привела к утрате восточных территорий, открытых русскими мореплавателями и предпринимателями. История во многом повторяется: на место государственников во власть устремляются временщики, готовые всех предать и всё продать, а то и подарить «друзьям-партнёрам». Тем большее значение в патриотическом воспитании молодёжи имеют вопросы просвещения, рассказы об истории освоения края, которой посвящены книги автора из серии «Библиотека дальневосточного казачества».

Первую часть книги - «Летопись славных дел» - открывает очерк о первых этапах становления на Амуре военного флота. За несколько лет до первого колонизационного сплава по Шилке и Амуру приамурская территория фактически уже была присоединена к России. Благодаря кругосветным экспедициям В.М. Головина и Г.И. Невельского были разведаны морские пути к полуострову Камчатка и на Амур через три океана, после чего переходы судов из европейской части России осуществлялись планомерно.

Раздел «Первый военный корабль на Амуре и великое открытие адмирала Невельского» подробно освещает эти страницы истории. Подробно описана конструкция  первых амурских судов, на которых были совершены кругосветные путешествия мимо мыса Горн, маневрирование амурских судов в Охотском море и Татарском проливе в период Крымской войны, экспедиционные исследовательские и хозяйственные навигационные компании. «Таким образом, занятием Императорской гавани, западного берега Сахалина и крейсированием транспорта «Байкал» в Татарском проливе была достигнута главная цель моих действий в навигацию 1853 года. После этого уже всякое покушение иностранцев на побережье Татарского пролива было устранено, - писал Г.И. Невельской, подводя итоги плавания. – Нельзя не отметить, что на транспорте «Байкал» был открыт вход в Амур и лиман в 1849 году, на нём пришли основать Петровское зимовье и занять устье Амура в 1850 и 1851 годах, и этот же транспорт был первым русским судном, появившемся в Татарском проливе в 1853 году».

Одновременно с пополнением кораблей военного назначения на Амуре промышленность нуждалась в гражданских судах, способных обеспечить транспортную связь по Амуру и крупным притокам - Зее, Уссури, Шилке, Сунгари. Первый амурский колёсный пароход «Аргунь» открыл навигацию в 1854 году 26 мая. Эта дата является днём рождения гражданского Амурского речного пароходства. История строительства «Аргуни» подробно изложена автором в разделе «Аргунь» - первый амурский пароход».

Страницы истории, малоизвестные широкому кругу читателей, открываются автором в разделе «Амуро-Уссурийская казачья флотилия и Сунгарийская флотилия». После учреждения в 1858 и в 1889 годах Амурского и Уссурийского казачьих войск, по инициативе приамурского генерал-губернатора, наказного атамана приамурских казачьих войск генерал-лейтенанта С.М. Духовского «была создана не имеющая аналогов в истории страны казачья флотилия – Амуро-Уссурийская». В арсенале судов значились пароходы «Казак Уссурийский» с баржей «Лена» и «Атаман», катер «Дозорный». Суда «Атаман» и «Дозорный» собирались на верфи (спусковой площадке) в г. Иман (ныне Дальнереченск). На судах имелось вооружение, т.к. основной задачей флотилии была охрана границы.

Почти одновременно была организована русская речная флотилия при КВЖД – Сунгарийская. На судах Сунгарийской флотилии несли службу казаки охранной стражи КВЖД. Для Сунгарийской флотилии было доставлено через порт Владивосток и собрано в Имане восемнадцать пароходов, четыре катера, сорок стальных и двадцать деревянных барж, а также одна землечерпалка. Войсковые казачьи сотни для охраны границы и КВЖД формировались из казачьих войск по всей России. Военная энциклопедия под ред. И.Д. Сытина (ксерокопия статьи приведена автором) сообщает: «…важное значение казачьих войск, определившегося наглядно в период подавления мятежа в Китае, вновь выдвинули вопрос о настоятельной необходимости увеличить численность Амурского казачьего войска.» (Т. II, СПб. 1911. – С. 413)

Суда флотилий осуществляли и мирную функцию, способствовали эвакуации русских беженцев во время восстаний и вооружённых столкновений. Подводя итог присутствия российских казачьих войск, автор пишет: «…Сунгарийская флотилия в целом сыграла значительную роль в социально-экономическом развитии Манчжурии. Деятельность русских флотилий ускорила колонизацию и хозяйственное освоение обширных районов, расположенных в бассейнах рек Амура, Уссури, Сунгари, способствовала укреплению восточных границ Российской империи.»

В разделе «Суда амурской флотилии» автор подробно прослеживает судьбу каждого из кораблей от сборки до ввода их в строй. Некоторые из этих судов прослужили без малого сто лет, завершив свою боевую и гражданскую службу уже в советское время. В разделе представлены редкие фотографии и иные исторические документы.

Становление военного флота на Амуре, как было замечено ранее, определялось, прежде всего, внешнеполитической обстановкой в дальневосточном регионе. Раздел «Создание Амурской военной флотилии» содержит исторические факты, свидетельствующие об оборонительной функции принятых царским правительством контрмер на происки воинствующих соседей. Вооружённые провокации, начавшиеся на Российско-Китайской границе в 1900 году, требовали усиления военного флота на Амуре. Однако по объективным причинам к началу Русско-Японской войны 1905 г. русский флот на Тихом океане не был готов противостоять японским кораблям. Несмотря на героизм, проявленный русскими солдатами, моряками и флотоводцами война была проиграна с серьёзными территориальными потерями на Востоке страны. В очерке подробно излагаются данные об уровне оснащённости и готовности к войне российских кораблей, в том числе судов речных флотилий. Ещё до начала военных действий царским правительством было принято ряд решений по строительству кораблей, отвечающих международному уровню инженерной мысли, но исполнять эти решения начали уже в послевоенный период. Ударную силу флотилии теперь составляли башенные канонерские лодки с установленными на них новейшими артиллерийскими системами ведения огня на оба борта одновременно.

28 ноября 1908 года принято считать датой образования Амурской флотилии. Через два года на Амуре (район Осиповской протоки в северной части г. Хабаровска и вблизи г. Благовещенска) были заложены ремонтные мастерские. Впоследствии в Хабаровске на месте мастерских был построен судоремонтный завод, получивший развитие в СССР и действующий до государственного переворота (либерально-буржуазной контрреволюции) 1901 г.  В настоящее время в Северном округе города Хабаровска имеется протяжённый микрорайон, включающий бывшую Осиповку и называемый «База КАФ» по названию когда-то базировавшейся в этой части Амура Краснознамённой Амурской флотилии.

К началу Первой мировой войны Амурская флотилия уже представляла значительную по своему времени военную силу. Вместе с тем в России назревали революционные настроения, проникающие и в офицерскую среду. Россия стояла на пороге социально-политических преобразований, прежде всего, буржуазно-демократических. Возросший уровень общественного сознания требовал и осознанного отношения личного состава к воинской службе, к выполнению своих обязанностей флотскими офицерами и нижними чинами. Российскому флоту требовались грамотные специалисты. В связи с этим в Амурской флотилии стал действовать «Кружок офицеров Амурской речной флотилии», который ставил своей целью не только повышение военно-речных знаний командами судов, но и просветительскую деятельность. Тема народного просвещения наиболее близка автору, поэтому он акцентирует внимание читателей на гуманитарной стороне служебной деятельности флотских офицеров, направленной на расширение кругозора личного состава.

Следующий большой раздел книги «Амурская флотилия после 1917 года» посвящён истории Амурской флотилии в советский и постсоветский периоды. После Февральской буржуазно-демократической и Октябрьской социалистической революций в России установилась власть Советов и Всероссийской коммунистической партии большевиков (ВКП(б). С упразднением монархии и сословных привилегий казачество было приравнено к обычному гражданскому населению, казачьи Войска также были упразднены. Начиналась другая история – история СССР.      В книге этот драматический период представлен наибольшим количеством фотодокументов.

В конце 1917 года флотилия вошла в состав Российской Советской Республики и впоследствии, в связи со сменой политического руководства, претерпела ряд переименований. После присоединения буферной Дальневосточной республики к РСФСР Амурская флотилия с 17 ноября 1922 года получила название Амурской речной военной флотилии Морских сил Дальнего Востока РСФСР, но и это название не закрепилось, о чём автор подробно информирует читателей. Он отмечает, что восстановление кораблей Амурской флотилии после потерь в Гражданской войне происходило с большим энтузиазмом. Простой народ с пониманием откликался на призыв руководителей партии и правительства. Как замечает автор, перевооружение и реконструкция кораблей была практически завершена к 1935 году.

В данной книге Владимир Крюков ставит цель показать эволюцию казачьего военно-речного флота на Амуре в связи с исторической необходимостью, всего лишь ссылаясь на те или иные действия власти и социально-политические явления. Более подробно история казачества в России и на Амуре освещена им в других его книгах и публикациях. Здесь же замечу о трагической судьбе казачества и крестьянства в бессмысленных репрессиях  предвоенных 30-х и послевоенных 40-х годов. «В результате применяемых мер резко уменьшилось население в различных районах Приморья, ранее населённых казаками». (С.В. Плотников. История посёлка Богуславский. – Сб. «Обживали Амур казаки» под общ. ред. В.В. Крюкова. – Хабаровск, 2017. – С. 28)

Победившие в Гражданской войне большевики, следуя воинствующей практике социальных преобразований, по их мнению, научно обоснованных в трудах классиков марксизма (вопрос достаточно спорный), принялись писать историю России с чистого листа. Практически все военные суда Амурской флотилии получили новые имена. Переименовывались также города, улицы. Приводилось в соответствие с новой национальной политикой и административное деление России, что впоследствии, в начале 90-х годов XX века отрицательно сказалось на государственной целостности России в границах бывшей Российской империи. Наряду с этим внешнеполитическая ситуация на Дальнем Востоке оставалась неустойчивой, поэтому руководство страной принимало меры к восстановлению и пополнению флота на Амуре.

В 1929 году в ходе боёв с китайскими милитаристами принимали участие и военные суда Амурской флотилии. Осенью этого года была полностью разгромлена вражеская Сунгарийская флотилия, прикрывающая устье р. Сунгари. Это было знаменательное историческое событие, продемонстрировавшее противнику возросшую мощь советского военно-речного флота. После награждения орденом Красного Знамени, по результатам сражений, Амурская флотилия получила название Дальневосточной Краснознамённой военной флотилии (ДКВФ). 

Период до Второй мировой войны, которая для СССР стала Великой Отечественной, страна наращивала свой производственно-экономический и военный потенциал. Флотилия пополнялась новыми военными судами, были построены судостроительные заводы и судоремонтные мастерские в Сретенске, в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Предвоенные меры по индустриализации страны и патриотическое воспитание нового поколения впоследствии получили высокую оценку командования Армии и Флота.

В войне с милитаристской Японией 1945 года ДКВФ выполняла ответственную роль в Сахалянской и Сунгарийской военных операциях. В последующем, после окончания Великой Отечественной войны, ДКВФ вновь была реорганизована (в 1955 и 1961 годах). Из текста книги следует, что реорганизации военно-речной флотилии были вызваны как внутренними потребностями Тихоокеанского флота, так и постоянно меняющейся обстановкой в приграничных районах.      

Так, в начале 60-х годов обострились отношения СССР с Китаем, придерживающимся во внутренней политике курса на социализацию экономики. Во внешней политике Китай, освободившийся из-под полуколониальной зависимости в 1911 году, проявлял традиционный великоханьский шовинизм и лицемерие: «Заплатанная одежда, «скудная» пища, показная скромность, клятвы о дружбе, заботы о народном благе – и всё ложь…» (П.П. Владимиров. Особый район Китая 1942-1945. – М., 1977. – С. 105.)

1969 г. произошли вооружен­ные столкновения на границе с Китаем в районе острова Даманского. Китайская народная республика (провозглашённая 1 октября 1949 года) заключила договор с США.

Корабельный состав ДКВФ накануне пограничных провокаций в Приморье значительно превосходил зарубежные аналоги. Для пресечения агрессии было применено современное реактивное вооружение.

В начале 90-х годов вновь начались реорганизации ДКВФ в связи с социально-политическими изменениями в России. Указом президента РФ от 07 июня 1998 года Амурская пограничная речная флотилия была расформирована, все боевые корабли и катера переданы Федеральной пограничной службе.

Казалось бы, Амурская военная эпопея продолжительностью более трёхсот пятидесяти лет завершилась. Чередуются эпохи, меняется состав вооружений, а следовательно, меняется тактика и стратегия ведения военных операций. Основной ударной силой современных войск становятся воздушно-космические войска. Однако рано ещё ставить точку. Автор нам продемонстрировал труднопредсказуемую изменчивость военно-политической обстановки за всю историю становления и развития боевых качеств Амурской казачьей флотилии.

 Книга читается с большим интересом. На фоне развития исторических событий автор удачно включает информацию об известных флотоводцах и государственных деятелях, офицерах русской армии, командирах военных судов. Перед читателем проходит галерея упоминаемых автором исторических лиц, связавших свои судьбы с судьбой военной Амурской флотилии, патриотов России.

Данная книга, на мой взгляд, полезна не только для краеведов и историков, но и для широкого круга сограждан, интересующихся вопросами истории. Но более всего эта книга окажется полезной для молодёжи, подрастающего поколения, поскольку она воспитывает любовь к своему Отечеству,  воспитывает ненавязчиво, профессионально и убедительно.

 

Александр МУРАШЕВ,

академик Дальневосточной народной академии наук, действительный член Русского географического общества.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован