Эксклюзив
09 августа 2011
15929

Патриотизм как основа мировоззренческого единения и духовно-нравственного здоровья нации

Понятие "патриотизм" в теории разработано многопланово, и мы, уважая мнения и концепции, не хотели бы вторгаться в эту сферу. Наша цель - рассмотреть патриотизм как фактор мировоззренческого единения духовно-нравственного здоровья нации.

Патриотизм - это то, что связано со страной, народом, нацией, отечеством, с большой и малой родиной; это духовно-нравственный и политический принцип, социальное чувство, выраженное в любви к родине. Патриот живет и действует для себя, но соотносит свои действия с интересами родины - в этом, на мой взгляд, главное и неизменное в патриотизме. В этом уважение к любым мировоззренческим взглядам, исключающее антагонизм, расовую нетерпимость, религиозное противоборство.

В новой "Большой энциклопедии в шестидесяти двух томах" даются такие определения: "Патриот, личность, подчиняющая свою жизнь интересам Отечества", "Патриотизм, любовь к своему Отечеству, своему народу, преданность им" (1). О сути патриотизма высказывались В.И. Даль, Н.М. Карамзин, Д.Н.Г. Байрон. М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.Г. Чернышевский, Д.С. Лихачев и многие другие почитаемые мировые имена. Особо отметим высказывания Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия II: "Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности.... Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А "человек мира" это то же самое, что бездомный человек... Я думаю, что сегодня у нас ... основная задача патриотов: созидание собственной страны" (2). "Для всякого православного христианина очевидно, что только высокодуховный человек может иметь подлинную любовь к людям и своему отечеству, способен быть настоящим патриотом"(3). Здесь все божественно правильно, искренне.
В нашей стране долго и нудно говорилось о патриотическом воспитании и тем самым это чувство как бы вырабатывалось и утверждалось из учебников, наставлений, привносилось в сознание. Полностью отвергать это не стану, но по мне патриотизм дается даже не самовоспитанием, а самоутверждением в истинную идею, в родственную связь с родиной.

Если говорить об учебниках по патриотизму, то это, прежде всего, история, художественная литература, и как раз на эти предметы урезается учебное время, история всячески вытесняется из вузовских программ, многие учебники подают историю исковерканной. Хочу сказать так: эти действия несут антипатриотическое воспитание. Боюсь даже мысленно представить, что все это делается на государственном уровне или с согласия учебно-воспитательного ведомства государства. Сегодня как отдаленный исторический факт звучит известный тезис о том, что наша страна являлась самой читающей в мире. Разве можно удовлетвориться однотомной хрестоматией по всей русской и мировой литературе всего периода ее существования? Правильна поговорка: "Иваны, не помнящие родства" - на то она и считается народной мудростью.

Причем патриот должен не только знать исторические даты, но и осознанно подходить к историческим событиям и явлениям. Прав М. Бударагин, когда пишет: "Мы должны не просто знать даты, как это часто делается, но и понимать, к чему хорошему или плохому привели те или иные события. Мы на самом деле должны учить детей не только гордиться страной, но и стыдиться, горевать, чувствовать сопричастность ко всему, что происходит". Правомерно и другое его высказывание: "На самом деле смысл патриотического воспитания заключается в том, что необходимо любить любую родину, как мать - какая она есть, такая и есть. Сегодня необходимо учить именно потому, что мир разомкнут, именно потому, что идет глобализация, развивается Интернет, и сейчас очень важно, чтобы нас не растворило в этом глобальном мире" (4).

Место для патриотизма есть и в глобальном мире - уважать человеческое и содеянное им, это играет заглавную скрипку и по отношению к Отечеству и согражданам.
Естественной потребностью гражданина и проявлением его патриотизма является чувство гордости, глубокое уважение и почитание символов Отечества - Герба, Флага, Гимна, другой государственной и народной символики, исторических святынь Родины.

Широко известно как эти государственные символы почитаются в США. Голливудские фильмы глубоко патриотичны. В них как бы само собой проявляется уважение к флагу, гербу, гимну, президенту - символу нации, сами американцы говорят обо всем этом довольно серьезно, с гордостью; они подчеркивают, что это мой флаг, мой герб, мой президент (хотя про него можно и анекдоты рассказывать), а поэтому вроде национальной обязанности - флаг страны у дома, школы, детского учреждения, музея.
Но есть такое мнение. Кинорежиссер и преподаватель А. Митта заметил: "Я бы сказал, что любовь к символам - и к флагу, гербу и так далее появляется тогда, когда есть некоторое чувство благодарности Родине, обществу, государству, которое так все делает - это совершенно естественно. И для американцев этот флаг понятно, почему означает" (5) Отвергать это не следует, но и однозначно присоединиться к такому мнению не стал бы. Символы родины всегда твои, а не чужие. Во время туристической поездки в США в далеком 1966 г. один наш молодой инженер выразил эту мысль по-другому - если бы у меня было две родины, я бы жил в Америке. Но и он понимал, что родина одна.

Может уместно сослаться на В.В. Ро?занова (1856-1919) - русского религиозного философа, литературного критика и публициста, одного из противоречивых русских философов XX века, который считал, что хорошо любить сильное государство, сильную родину, могучую и процветающую, а вот вы попробуйте полюбить слабую родину, униженную, больную, оскорбленную (6) Понятна мысль, но что касается России, то даже к тяжелым ельцинским временам в таком забвении она не была.

Существует и такое понимание: "Пусть родина меня полюбит, а потом уже я буду любить ее". Возможность оценить этот афоризм предоставим ушедшим в историю президентам США. Теодор Рузвельт (1858-1919): "Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради нее" (7).

Джон Фицджеральд Кеннеди (1917-1963): "Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины" (8).

Выработка патриотизма как естественного свойства человека происходит в семье, ближнем окружении, учебном заведении, этнокультурной среде, производственном коллективе, регионе проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями. В формировании у граждан потребности служения Родине и ее защите, нравственности большую роль играют традиционные для России религиозные конфессии. Патриотизм - в формировании расовой, национальной, религиозной терпимости, развитии дружеских отношений между народами. Патриотизм - в преграждении фальсификации истории Отечества. Неотъемлемой частью патриотического воспитания является формирование у граждан готовности к защите Отечества как конституционной обязанности.

Патриотизм по своей сути и смыслу - нравственная основа жизнеспособности общества, духовно-нравственного здоровья нации. Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, каждого человека. Патриотизм выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем, патриотизм проявляется и в коллективных чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм связан с духовными традициями, а поэтому, по сути, - это явление духовное, без патриотизма не может быть духовного становления личности.
Помимо общероссийского патриотизма человек воспроизводит и местный, региональный патриотизм, выражающийся в привязанности, любви к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

И что особенно важно подчеркнуть - российский патриотизм никогда не носил агрессивного характера.

Таким образом, патриотизм выступает элементом гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению его социально-экономических, духовных и культурных основ. Патриотическое воспитание призвано способствовать национальному возрождению России как великой державы. Патриотизм создает основу мировоззренческого единения и духовно-нравственного здоровья нации
В России патриотизм спокон веков считался символом мужества, доблести, героизма, силы русского народа, необходимым условием единства, величия и могущества Российского государства. Многовековая история свидетельствует, что без патриотизма нельзя создать сильную державу, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. В то же время со сменой советской общественно-политической системы слова "патриот", "патриотизм" стали нарицательными и ругательными ("ох, этот патриот!"), это понятие узурпировали реакционные силы. Даже здравомыслящие, интеллигентные люди стали стесняться говорить о патриотизме. В областной целевой программе "Патриотическое воспитание граждан Самарской области" на 2002-2005 годы" констатируется: "В последние годы внимание к деятельности, связанной с созданием условий для патриотического воспитания, ослабло. Такие понятия, как долг, честь, патриотизм, ушли в прошлое. В результате у молодежи в огромном дефиците оказались те качества личности, которые воздействуют на сохранение связей во всех типах общностей, начиная с семьи и заканчивая государством, нацией, обществом. Среди этих качеств - гражданственность, долг, патриотизм". И в средствах массовой информации и в жизни перестали гордиться доморощенными академиками, на смену им пришли всякого рода бандиты с криминальными разборками. Все это достаточно серьезно, если исходить из того, что от сегодняшнего патриотизма российских граждан зависит судьба России, ее суверенитет, целостность, благосостояние народа.

В "Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации" (9) отмечается: "Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины".

Формально все правильно, государство и общество должны организовывать действия, способствующие формированию патриотизма, но нельзя, как это было в советское время, уповать на заорганизованные мероприятия; административное давление. Чувство патриотизма и соответствующие поступки человека вырабатываются индивидуально, но в контексте состояния общества.

В недалеком прошлом патриотизм во многом сводился к военно-патриотической тематике. Эта тенденция (а может и традиция) во многом сохраняется, о чем свидетельствуют различные программы патриотического воспитания граждан, принятые в субъектах Российской Федерации. Сегодня необходим перенос акцентов на общегражданское патриотическое воспитания, патриотичным нужно быть в условиях общемировой интеграции, но это не говорит о том, что военно-патриотического воспитания не должно быть.

Воспитание патриотизма - правомерное действие общества. Но, нам кажется, речь должна идти о формировании, кристаллизации чувства патриотизма всем общественным укладом, жизнью и деятельностью индивида. Отсюда следует, что это должна быть не система обязательных мероприятий, напоминающая учебный процесс и административное сочинительство, а осознанные действия человека, которые происходят с рождения, всегда и везде, а общество создает для этого лишь благоприятные условия. Наверное, не случайно мало было информации о реализации общероссийской государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", также как и программы на 2006 - 2010 гг., тем более о позитивных результатах.

Вслед за федеральными программами патриотического воспитания подобные документы появились в субъектах Федерации.

Правительство Москвы утвердило Комплексную целевую среднесрочную программу патриотического воспитания молодежи Москвы на 2007-2009 гг., создало Межведомственный координационный совет по реализации программы (10)Обращает на себя внимание тот факт, что ответственными за реализацию Программы определены многочисленные структуры: департаменты образования, международных связей, здравоохранения, социальной защиты населения, потребительского рынка и услуг, семейной и молодежной политики, комитеты межрегиональных связей и национальной политики, общественных связей, по культуре, физической культуры и спорту, по телекоммуникациям и средствам массовой информации при участии Военного комиссариата. Общее руководство этой работой возложено на Координационный совет по патриотическому воспитанию детей и молодежи Департамента образования города Москвы, который в свою очередь определил основных исполнителей Программы - управления воспитания и дополнительного образования, дошкольного и общего образования, науки и профессионального образования, окружные управления образования, отдел международных, межрегиональных программ и общественных связей, центры военно-патриотического и гражданского воспитания, организационно-методического обеспечения физического воспитания, непрерывного художественного образования, физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования. Естественно, требовались отчеты, справки, доклады - в частности предусматривались ежегодные мониторинги состояния патриотического воспитания и ежеквартальные отчеты в Центр военно-патриотического и гражданского воспитания, который в свою очередь готовит обобщенные сведения.

Подобные документы приняты и в Волгоградской области. Воспользуемся этой программой для представления факторов, отрицательно влияющих на патриотическое воспитание: недостаточное программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания в образовательных и культурных учреждениях; слабая материально-техническая база учреждений социокультурной сферы, осуществляющих работу по патриотическому воспитанию молодежи; недостаточное финансово-экономическое и правовое обеспечение патриотического воспитания; незначительное реальное участие предприятий, предпринимательских структур в материально-техническом и финансовом обеспечении патриотического воспитания; не в полной мере в работу по патриотическому воспитанию вовлечены научные кадры, многие из создаваемых в последнее время программных средств, используемых в современных коммуникационных технологиях и имеющихся в открытом доступе в сети Интернет, наносят существенный вред нравственному воспитанию подрастающего поколения, его психическому и физическому здоровью; во многом утрачены традиции интернационализма; уважение к символам государства и Отечества, к героическому прошлому страны не возведены в ранг обязательных, приоритетных элементов воспитания подрастающего поколения в системе образования".

Возникает вопрос: нужны ли специальные структуры по патриотизму, громоздкие программы? Традиционно любим эти атрибуты, но как бы не скатиться к разговорам о патриотизме. Все сказанное правильно, но сам по себе напрашивается вывод о явной заорганизованности столь "нежного" дела, каким является формирование патриотизма. В дореволюционной России не было программ патриотического воспитания, но патриотизм был и стоял на общероссийской цели, суммировавшейся девизом: "За Веру, Царя и Отечество".

Нельзя не согласиться с доктором филологических наук, профессором В.Ю. Троицким, который отмечал: "К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к нему. Точно так нельзя заставить верить; нельзя просто привести в храм и сказать: вот тебе вера, верь. Патриотизм возникает через внутреннее побуждение человека, через сознание своей причастности к народу, Родине, и тем самым к человечеству. Поэтому прежде всего надо воспитывать личность" (11).

В средствах массовой информации не без основания высказывались сомнения в целесообразности директивного принятия государственных программ патриотического воспитания. Во время круглого стола "Патриотическое воспитание подрастающего поколения" на радиостанции "Эхо Москвы" 26 января 2002 г. слушателям был задан вопрос о целесообразности принятия программ патриотического воспитания: За 5 минут было зафиксировано 3743 звонка - 8% позвонивших считали, что они способствуют патриотическому воспитанию, а 92% выразили отрицательное мнение.
А вот данные социологического исследования, проведенного в школе г. Волжский Республики Марий-Эл МОУ СОШ 10 среди старшеклассников. На вопрос:: "Нужно ли в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодёжи?" ответили - не нужно 5%, затруднились с ответом - 6 %, нужно - 89%. В этой школе в рамках формирования у школьников патриотизма проводится: военно-патриотическое, духовно-нравственное, туристско-краеведческое, историко-патриотическое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое, профессионально-трудовое, психологическое. По словам преподавателей и учащихся тематика патриотизма рассматривается при преподавании истории Отечества, истории и культуры народов, марийской литературы, обществознания, политики и права, русского языка, литературы, географии, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры, технологии.

Из названного арсенала естественных средств, формирующих патриотическое сознание, выделим русский язык. Не зря его называли и именуют великим. Но в последние десятилетия не только в простонародии, но и в литературе, периодической печати, на телевидении стали пробиваться, как их называют, нецензурные слова, а проще - матерщина. Могу понять (простите меня), когда на экране идущий в последний бой солдат употребляет "крепкое" слово, но в современных передачах смакуются сценки застолий, уличных разборок, обложенных вульгаризмом, причем не испытывая стеснения это делается при детях. Более того, немалые интеллигентские силы выступают за их официальное узаконение - "Возможен ли русский язык без мата?"
С каким-то скрытым удовлетворением прочитал слова интервьюера Н. Пупышевой в беседе с президентом Санкт-Петербургского университета Л.А. Вербицкой: "Не секрет, что, будучи президентом, Владимир Владимирович Путин иногда консультировался у Вас о правильном произношении того или иного слова, фразы" (12).

Важнейшим инструментом в патриотической тематике является телевидение. В общероссийской государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" читаем: "поддержка и содействие расширению патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати, произведениях литературы и искусства". В принципе правильно, но речь должна быть фундаментальнее. Фильм патриотической направленности не "перекроет" десятки фильмов детективной направленности, где нескончаемо стреляют, грабят, насилуют, а тем более сексуальной тематики. И если это изо дня в день, да на всех каналах, то виденное и слышимое воспринимается как потребность, правило жизни, необходимость, такие передачи несут в себе не только информационное, но и воспитательное, формирующее воздействие на сознание человека.

Как свидетельствуют социологические исследования, у молодежи, да и у тех же людей старшего поколения, пользуются вниманием отечественные сериалы криминальной направленности. Вопрос не только в том, что позитивного дают этим зрителям такие фильмы с фабулой из нынешней действительности, а в том, что порой это художественно обыгранные инструкции для криминального мира и самое главное и печальное - в блестящем исполнении любимых актеров и прекрасной режиссуре. Наверное, традиционно зрительское внимание привлекают преступники, воры в законе, притягивает ум, сообразительность и даже благородство этих героев в исполнении талантливых артистов. В примерах нет нужды, а их символом стал благородный "вор в законе" в исполнении А.Г. Абдулова, великолепно сыгранная им роль Лавра. При внешней привлекательности такие фильмы несут в себе и откровенно негативное воспитательное начало, идеализируют преступников, поступки, слова этих героев становятся предметом подражания.

Наивно прозвучит, но невольно возникает вопрос: неужели в нашей жизни нет других героев, кроме "воров в законе", бандитов из "Бригады", неужели они - вершители судеб народа, страны?

Не секрет, что в советский период с детского возраста человеку прививали патриотизм, газеты и телевидение настойчиво убеждали, что социалистический строй - самый прогрессивный, советская армия - всех сильней, то же говорилось про медицину, образование, науку, учили доброте, справедливости, уважительному отношению к старшим и множеству других добродетелей. Понятно, что все это связывалось с государственной идеологией, но положительные результаты были очевидны.

И сейчас патриотические фильмы привлекают внимание не только людей старшего поколения, но и молодежи. Достаточно вспомнить пользовавшийся огромной притягательностью фильм "В зоне особого внимания" с прекрасным десантником, сыгранным Борисом Галкиным. Немало молодых зрителей прониклись желанием связать свою судьбу с воздушно-десантными войсками. Пять принципов Б. Галкина насыщены гражданственностью: "Люди должны требовательнее относиться друг к другу - как актеры к режиссерам. Только тогда жизнь станет лучше, а кино интереснее. Имейте дело только с профессионалами. Дилетанты превращают жизнь в халтуру. В каждом человеке самое ценное - талант и мужество. Если они есть, то человек состоялся. Можно чего-то не знать или не уметь, но сознание должно быть профессиональным. Родителям не должно быть стыдно за то, что делают их дети" (13).

В сравнении с советским временем государственное начало на телевидение имеет минусовые показатели, в условиях нынешней демократии нельзя влиять на репертуар посредством запретов и недопущений. Дебатируется идея создания общественного совета для определенного контроля в этой сфере; мы ближе к тем, кто, осознавая его общественную значимость, не верит в эффективность такой меры. Общественным контролером должен стать каждый работник телевидения, который, отмеряя возможные прибыли "кассовых" фильмов, не забывает об их резонансе. Если каждый властный теленачальник, формируя студийный портфель, скажет сам себе - что даст этот фильм обществу и моим собственным детям, больше ничего и не надо. Поучительны слова профессора Л.А. Вербицкой: "...уже немного поздно воспитывать человека, когда он приходит в школу. Ребенок получает воспитание, находясь еще в организме матери".
Обратимся к исключительно уважаемому ведущему программы "Сегодня" на канале НТВ Алексею Пивоварову: "Тревожная новость для меня как для ведущего ничем не отличается от любой другой. Это обычная рабочая ситуация: есть информация - значит, мы обязаны ее сообщить, по возможности точно и достоверно. Ведь не мы виноваты, например, в том, что был взорван Черкизовский рынок и погибли люди" (14).

Конечно, журналист не виноват, но как это подавать - дело не только корпоративное, но и общественное.

На этой же странице журнала Psychologies Г. Юзефович и Ю. Пучкова, люди не случайные в подлинной журналистике, пишут "Та манера, в которой современные СМИ подают информацию, также способствует поддержанию в нас ощущения тревожности. Бесконечные повторы пугающих кадров, нагнетающие напряжение прогнозы аналитиков укрепляют убежденность в том, что наше беспокойство не лишено оснований. Они увеличивают недоверие к миру, заставляя искать успокоения...>>.

Полностью разделяю мнение нового заместителя гендиректора ВГТРК Дмитрия Киселева, сказанные в интервью обозревателю "Известий" Н. Кочетковой: "Нужно показывать позитивные примеры. Прозрачность и понятность деятельности власти. Польза для России и объединение общества. Общество должно быть едино в своем понимании блага для России. При этом естественно, что ценностные ориентиры остаются: свобода, материальный достаток, человеческое достоинство. В целом мне хотелось бы сделать наш информационный поток более позитивным и вдохновляющим. Семьям тяжело видеть много крови на экране" (15).

Может, не надо следовать советскому опыту, когда с экрана постоянно и много рассказывалось о достижениях рабочих и крестьян, люди знали лучших поименно, брали их в пример. Признаемся, что современных подобных имен просто не знаем. Вот и получается, что в лекциях перечисляем звучные имена, говорим о подвигах тружеников города и села довоенных и послевоенных лет, а сегодняшнюю историю подаем безымянно.

Кто виноват? Думается, и власти и журналисты. Разве надо иметь мандат и доступ к секретностям, чтобы сделать репортаж о полевых работах, показать тех, кого раньше именовали передовиками?

Классик считал нравственным то, что служит коммунизму, классовой борьбе. Сегодня скажем по-другому: верим в общечеловеческую нравственность, нравственно все то, что делает человека возвышенным.

В этой связи затронем сугубо личный вопрос, извращенно вытащенный на поверхность, - о сексе. Так устроен человек, что половые отношения являются нормой жизни и воспроизводства человечества. Известна крылатая фраза двадцатилетней давности: "У нас секса нет". После смены общественного строя от нее открестились. Уважаемый Владимир Познер заявил, что эта фраза была искусственно вмонтирована в передачу. В современном развратно-распущенном виде секса в то время действительно не было, само понятие не гуляло на экранах и в популярных журналах, а когда что-то проскальзывало, его именовали порнографией с возможными цензурными последствиями. Слово секс больше использовалось в медицине (16) Сейчас такие высокие понятия, как красота, элегантность, свободно заменяются словом сексуальность. Нас поразило, что в серьезной общественно-политической телепередаче "Народ хочет знать" для оценки выступавших в течение года политиков, общественных деятелей (Александр Ципко, Владимир Жириновский и пр.) была номинация "самый сексуальный". По итогам последнего сезона такое "звание" получила Ирина Хакамада, которая "нормально" восприняла это решение, заявив, что не ожидала такой оценки в свои годы (родилась 13 апреля 1955 г.). Как понимать эту номинацию - можно лишь фантазировать. По телевидению откровенный секс можно видеть по принципу "здесь и сейчас".

Сегодня как злокачественная опухоль расползаются нравственные болезни века, которые отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, а, следовательно, на нашу безопасность. Надо не только лечить, но и предотвращать эти осложнения, вести эффективную профилактику. Здесь все сложно, не однозначно, нельзя насильственно внедрять "коммунистическую нравственность", но и нельзя быть пассивным зрителем безнравственности.

Вызовы времени в их негативном проявлении требуют мобилизации духовных, нравственных усилий всего общества. Воспитание патриотического сознания в той или иной форме проводится различными социальными структурами общества - семья, система образования всех уровней, армия, общественные организации и т.п. Трудности связаны прежде всего с тем, что прежний идеал Отечества целенаправленно разрушался, а новые идеи и представления отчетливо не проявились и не утвердились в российском обществе. Отсутствие общественно признанного идеала, образа своей Родины весьма затрудняет патриотическое воспитание молодежи и отрицательно влияет на формирование ее гражданственности и социальную активность.

Патриотизм предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности, как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения, что может выступать в качестве критериев и показателей эффективности в формировании гражданственности.
Каждому понятно, что без патриотизма нет ни государства, ни народа. Патриотизм - это то сокровенное, что связывает человека с прошлым и настоящим его страны, вырабатывает надежду и веру в ее будущее, что интуитивно приводит человека к благоговейному отношению к своему Отечеству. Патриотизм в его подлинном понимании неразрывно связан всегда с утверждением национального достоинства. Еще раз подчеркнем: патриотизм создает основу мировоззренческого единения и духовно-нравственного здоровья нации.

__________________________________________________________________________________
1. 1. Большая энциклопедия в шестидесяти двух томах. Т. 35. - М.: Терра, 2006. - С. 495.

2. Алексий II. Интервью // Труд-7. 2005. 3 ноября. - N 206 // http://www.patriarchia.ru/db/text/55442.html

3. Русская Православная Церковь. Московский Патриархат. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, Приходским советам храмов гор. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2006 года. 5 декабря 2006 г. Зал Церковных соборов Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя // http://www.patriarchia.ru/db/text/173887.html

4. Бударагин М. Патриотическое воспитание в школах: препятствия и риски. Насколько сейчас необходимо вводить патриотическое воспитание?
http://www.kreml.org/interview/183340498. Посещение 02.08.08.

5. Указ. по: Круглый стол "Патриотическое воспитание подрастающего поколения" на радиостанции "Эхо Москвы", 26 января 2002 г в программе "Глас народа" (ТВ-6). //http://www.yabloko.ru/Publ/2002/2002_01/020129_eho_glasnaroda.html Посещение 01.08.08.

6. Указ. по: http://www.kreml.org/interview/183340498. Посещение 2 августа 2008 г.

7. http://www.aforizm.info/author/teodor-ruzvelt

8. http://aphorism.ru/author/a985.shtml

9. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.

10. Постановление Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. N 956-ПП "О комплексной целевой среднесрочной программе патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007-2009 гг." // http://svao.mos.ru/ro/about/?s=4707&sub=4708&ID=61479

11. Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании // Русский Вестник. 2004. - N 16 (644). - С. 14.

12. Русский язык в обществе и семье. Интервью Л.А. Вербицкой Н. Пупышевой // Вузовский вестник. 2008. - N 14 (63). Июль. - С. 4.

13. Катаева В "Борис Галкин: Все получится".
http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200610121892601

14. Psychologies. Психология. - М., 2006. - N 9. Октябрь. - С. 53.

15. Киселев Д.: "Нужно показывать позитивные примеры" / Известия. 2008. 24 июля. http://www.izvestia.ru/media/article3118566/ Посещение 19 июля 2008 г.

16. См., например: Справочник сексопатология / Васильченко Г.С., Агарков Т.Е., Агарков С.Т. и др. Под ред проф. Г.С. Васильченко. - М.: Медицина, 1990. - 576 с.

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован