Партия социальной справедливости: наша новая идеология - социальный консерватизм

Наша партия в рамках информационного проекта "Кто мы? Левые, правые, центр" продолжает свои публикации. В самом начале этого проекта мы как-то сгоряча пообещали, что не будем касаться теоретических вопросов, но жизнь заставила внести свои коррективы. Наиболее интеллектуально продвинутая часть нашей аудитории требует рассказать об основных принципах нашей новой идеологии - идеологии социального консерватизма. Мы выполняем это требование, но сразу предупреждаем - это будет краткое изложение основ этой идеологии, так как параллельно с указанным выше информационным проектом мы начинаем осуществление еще одного информационного проекта под пока условным названием "Предпосылки, тенденции и основы идеологии социального консерватизма". Первая статья этого проекта "Вступление в дискуссию: основные тенденции мирового развития в первой четверти ХХI века и роль идеологии" опубликована 07.08.2007. на нашем сайте www.pp-pss.ru. Итак, мы начинаем. Наступило время, когда решение совершенно конкретных практических задач развития государства, экономики и общества становится абсолютно невозможным без ясного определения приоритетов и целей развития, методов их достижения, национальной самоидентификации в глобальном мире, т.е. без решения идеологических задач, которые, в свою очередь, могут быть решены только в рамках доминирующей в обществе идеологии. В данном случае идеологии социального консерватизма. При этом следует выделить несколько особенностей формирования этой идеологии в последнее время, из которых главными являются следующие. Во-первых, идеология социального консерватизма - это российская, специфическая для российской истории и существующих экономических и социокультурных реальностей форма идеологии. Во-вторых, основа этой идеологии в своих главных проявлениях уже сложились за годы В.Путина. Думается, что 2007-2008 годы станут периодом ее формализации, а, может быть, и нормативного оформления в некую идеологическую систему или доктрину. В-третьих, в основе этой идеологии лежит главная идея - развитие человека, его потенциала, который выполняет в условиях глобализации ключевую роль цели и, одновременно, средства развития. Кроме того, социальная сторона жизнедеятельности общества и государства, включая социальную политику, очевидно, становится ведущей областью, определяющей темпы не только социального, но и экономического развития. Этот процесс находится в стадии, когда от политических деклараций начинают переходить к конкретным действиям. Деятельность В. Путина и Д. Медведева по реализации нацпроектов - пример того, как в 2005-2007 годы власть настойчиво, иногда не осознавая, может быть, до конца всей "идеологичности", масштабности задач, продвигалась в этом направлении. Эти и другие положения социального консерватизма - суть новой идеологемы, которая сформировалась в последние годы в условиях глобализации в развитых странах и в России. То есть, это вполне объективная тенденция, которая сдерживалась в нашей стране в силу известных факторов. Можно сказать и проще: плутая последние десятилетия по бездорожью, Россия вышла на твердую почву - магистральный путь развития. Таким образом, глобализация и идеология - два тесно взаимосвязанных процесса, чья взаимосвязь, однако, обнаруживается далеко не всегда. Почему так важно наличие идеологии как для общества, так и для государства? Глобализация "как идеология", имеющая часто "агрессивный характер", неизбежно должна вызывать ответную реакцию. И не только России. Нации поставлены перед выбором - либо оказаться втянутыми в орбиту этой агрессивной идеологии, отказавшись, в конечном счете, от суверенитета, - либо противопоставить ей свою. Иногда даже не менее агрессивную. Борьба идеологий - это не только противоборство идей, политических философий. Это сегодня даже не только политическая борьба. Это и борьба экономик, борьба национальных укладов, суверенитетов, национальных стратегий, даже прогнозов и планов социально-экономического развития, которые не только вполне укладываются в идеологические рамки, но и являются прямо производными от них. Таким образом в основе всего лежит все-таки идеология, как система взаимосвязанных идей и концепций, которая, в свою очередь, служит фундаментом, базой для конкретной политики и конкретной экономики. В том числе экономической, финансовой, социальной, и, конечно же, военной. Политика в данном случае является искусством практической реализации идеологический целей и приоритетов. С помощью идеологии, управляющей не только людьми, отдельными странами, но и всеми частями мира, правящий класс выстраивает систему управления обществом, экономикой и государством. Идеология - синоним власти, - даже если сама власть это и пытается иногда отрицать. Более того, становится все яснее, что, исключая идеологические методы управления, власть лишается мощных средств влияния и управления. Можно сказать еще категоричнее - опережающее развитие, консолидация общества, формирование политической системы невозможны без идеологии. Идеология - один из самых эффективных способов управления и развития общества, государства и нации (либо ее деградации) мощный ресурс, который, если его умело использовать, может дать сильнейший эффект. Всегда ради какой-то цели, "идеала". Без ясной цели любая идеология (как и политика) бессмысленна. Сегодня понимание этого явления становится особенно важным потому, что в основе любой национальной идеи лежит человек, личность. Формы этой идеи могут быть разными, но предмет один - человек. Более того, именно сегодня становится ясно, что в основе борьбы различных идеологий лежит борьба за человека, его политическую поддержку, его душу. В одном случае, это идеология (идеологии), в конечном счете, направленная против человека (даже если они и утверждают обратное), в другой - за человека. Конфликт опять выходит на духовный уровень - борьбы Добра и Зла. У идеологии много и других функций, среди них важнейшая (прямо вытекающая из задачи формулирования цели), - стратегическое прогнозирование, стратегическое планирование, координация частных, отраслевых концепций развития, которые невозможны без определения базовых идеологических ценностей и приоритетов. Важнейшая функция идеологии - систематизация форм общественного сознания, которая, вместе с тем, выступает как сознательно определенная форма духовной жизни. Таким образом, идеология является конкретно-историческим системным отражением существенных сторон социальной действительности и выступает формой национального, классового или группового сознания и самосознания, а также (что очень важно для современной России) эффективным механизмом управления. Теперь коротко об основных принципах идеологии социального консерватизма. Синтез традиций и инноваций - главный принцип идеологии социального консерватизма. В эпоху глобализации те страны, которые сумели синтезировать быстрое внедрение инноваций и достижений всего человечества на свою национальную почву, сохранив традицию и идентичность, включая суверенитет, добиваются наиболее значимых результатов. Кризис традиционных идеологий, с одной стороны, и очевидный успех государств, сумевших синтезировать результаты глобализации с национальной традицией, с другой, свидетельствует в пользу того, что новая идеология является продуктом прагматичного подхода правящих элит к современным реалиям. В данном случае идеология выступает следствием развития объективных процессов, если, конечно, правящий класс той или иной страны может гарантировать политико-идеологическое невмешательство в ход естественных процессов. Преемственность и национальная традиция. В условиях глобализации они становятся важнейшим принципом социального консерватизма, который позволяет сохранить нацию и государство, вообще говорить о чем-то суверенном и самостоятельном. Умение сочетать этот принцип с потребностями опережающего научно-технического развития, говоря коротко, - формула успеха в XXI веке. Преемственность означает создание таких материальных и духовных условий, которые делают возможным сохранение традиций, культурного и духовного наследия. Но не только. Успешное развитие в XXI веке возможно только на основе собственных достижений в национальной культуре, науке, образовании и духовности. "Перенос" чужих ценностей ведет не только к потере самоидентификации, но и не дает в принципе возможностей для опережающего развития, т. к. государство вынуждено всегда "догонять" чужой опыт, знания и технологии. Качественный рывок возможен только на основе собственного опыта. Стабильность и стратегическая перспектива. Стабильность выступает в качестве необходимого условия сохранения ценностей в век нарастающих революционных изменений. Гуманизм заключается еще и в том, чтобы не требовать от человека ежеминутных изменений, начинаний с нуля ради жизни будущих поколений. Вместе с тем нации, безусловно, нужна и стратегическая перспектива или национальная идея. Российское общество не может жить без некой крупномасштабной идеи, хотя эта мысль в последние годы не раз и подвергалась критике. Суть, однако проста: во все времена Россия могла консолидироваться и сделать фантастические рывки в том случае, когда появлялось стратегическая идея или перспектива - будь то объединение Руси, "Москва - Третий Рим", "Самодержавие - православие - народность" или "построение коммунизма" в отдельно взятой стране. И наоборот. Как только такая идея исчезала, как только ее место занимал хаос, ..., либо - что еще хуже - меркантилизм, накопительство, - нация начинала стремительно деградировать. Порядок. Он выступает гарантом обеспечения стабильности и преемственности традиций. Демократическое общество, не в меньшей мере, чем недемократическое, покоится на авторитете и иерархии власти. Забвение институтов, обеспечивающих порядок, - семьи, профессии, права, государства - ведет не к освобождению (эмансипации), а к хаосу и насилию. Государственный авторитет и суверенитет. Классический принцип социального консерватизма - авторитет государства - в эпоху глобализации определяется двумя обстоятельствами: суверенитетом и ролью государства в экономической и общественной жизни страны. Свобода и ответственность. В отличие от Руссо, социальный консерватор не верит в то, что "человек рождается свободным". Он рождается зависимым, и проживает в зависимости до тех пор, пока не осознает границы своих возможностей. Это осознание позволяет ему включиться в систему объективных общественных взаимосвязей и стать по-настоящему свободным. Разумная свобода, согласно социальному консерватизму, "в значительной мере требует авторитета и порядка". Здоровый пессимизм и исторический оптимизм. Для России, ее истории, характерен массовый исторический оптимизм, который является огромной силой. Силой созидательной и разрушительной. В самые тяжелые периоды ее истории нация продолжала верить в свою историческую миссию, особое предназначение. И в этом нередко скрывалась та огромная сила, которая позволяла ей компенсировать иные слабости. Этот колоссальный заряд оптимизма - если он используется правильно - способен совершать чудеса созидательного строительства. Так было и в периоды Средневековья, так было и в современную эпоху. Социальная справедливость. Социальный консерватизм как тип политической идеологии не просто сложился к 2007 году, но стал наиболее полно соответствовать практическим потребностям современной России, включая и ее исторически важную доминанту - социальную справедливость. Действительно, социальная справедливость это не уравниловка, а в понимании общества, это - порядок, сильное государство, стабильность, даже пессимизм, которые все вместе должны не допустить социальной несправедливости. Но, одновременно, это и внимательное отношение к растущим фондам, тому, как они тратятся или инвестируются. Вот из сложения таких принципов получился синтез социального и консервативного. Поэтому справедливо говорить о социальном варианте нового консерватизма. Эта разновидность нового консерватизма - социальный консерватизм - значительно более противоположна неоконсерватизму либеральному, чем социализм. В отличие от социализма, социальный консерватизм больше ориентируется как на традиционные ценности и укрепление государства, так и на конкретного, а не абстрактного человека. Его потенциал личности становится главным объектом идеологического воздействия, а вся политика государства и общества рассматривается, прежде всего, под углом зрения возрастания материальных, интеллектуальных и духовных возможностей каждого человека. Дмитрий Медведев четко сформулировал эту мысль в своей программной статье: "из международного, да и отечественного опыта следует: только вложения в человека способны помочь уйти от экономики "ресурсной и индустриальной" к экономике знаний, к экономике "ежедневной технологической революции", которая создается личными усилиями активных, здоровых, образованных граждан". Вот почему, исходя из нашей новой идеологии социального консерватизма, Партия социальной справедливости провозглашает ещё два лозунга: "ПОРЯДОК - СПРАВЕДЛИВОСТЬ - СТАБИЛЬНОСТЬ!" и "ДОСТАТОК - СВОБОДА - ПАТРИОТИЗМ!". Но об этом в следующий раз. Лев Иванов - секретарь по информационной политике и связям с общественностью Партии социальной справедливости. 08 августа 2007 года. www.nasledie.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован