Эксклюзив
Мурашев Александр Михайлович
21 сентября 2017
1750

Как рождаются мифы

Main mi

Когда говорят о науке, имеют в виду уровень общественного сознания в марксистском смысле, как достижения человеческого разума в конкретный период времени. Это уровень развития материалистической науки, включающей теоретические исследования и различные инженерные решения, что мы называем практикой. Это настолько сложная познавательная система, что даже простое перечисление учреждений фундаментальных исследований, академий, научно-исследовательских институтов, лабораторий, различных вузовских и отраслевых научно-исследовательских структур и т.д., и т.п., займёт не один том. А если углубиться ещё и в междисциплинарные связи по границам современных научных дисциплин и в конкретные проблемы и задачи, мы предстанем перед таким вселенским разнообразием, которое не под силу охватить разумом конкретного отдельного человека, будь он хоть трижды гением. Общественное сознание – это отражение многообразия, совокупности знаний, накопленных человечеством в процессе исторического развития. Общественное сознание неразрывно связано не только с уровнем достижений в науке, проявляющихся в производстве и экономике, но и с уровнем культуры, выражающимся в общественном взаимодействии, художественном творчестве и политике.

Но если термин «общественное сознание» отражает общий уровень цивилизации, то массовое сознание определяется частным, конкретным состоянием мировоззрения конкретной социальной группы, религиозного сообщества, класса в конкретной исторической обстановке конкретной социально-экономической формации. Примитивный уровень сознания в первобытных сообществах определялся предметным мышлением, и только с развитием речи, с усложнением родовых и племенных связей выработалось целенаправленное, сознательное обобщение на основе предметности языка в связную образность – в мировоззренческую систему. Именно в эти эпохи зарождается политическое сознание; материальная первобытная мировоззренческая система освобождается от своего предметного основания и развивается в систему мифов, отражающих в сознании первобытных людей внешние явления природы, напрямую связанные с жизнеобеспечением. Политическое сознание возникает не ранее периода социального расслоения, поскольку выполняет или решает задачу удержания власти, но основу этого закономерного явления составляло первобытное очеловечивание природы, обоснование чувства единства с окружающей природой. В дальнейшем, в связи с социальным расслоением и формированием института жречества, история развивается по пути превращения мифов в религиозные учения, доступные пониманию эксплуатируемых классов. Это изобретение господствующих классов становится настолько востребованным, что пронизывает все последующие эпохи, приспосабливаясь к текущему уровню достижений материалистического знания.

Логика псевдонауки проста: мы пока не можем доказать, но чувства подсказывают… Процесс научного поиска в определённой степени творческий процесс, основанный на глубоком и всестороннем знании, включающий и сомнительные догадки, на которых строятся научные гипотезы. Научная фантастика тоже в определённой мере открывает науке горизонт исследований. Поэтому, случается, даже специалисту трудно что-либо возразить на  предположения несведущих людей с богатой фантазией. Вместе с тем научные гипотезы формируются на базисных знаниях, не противоречат известным законам природы. Подлинная наука развивается в материалистическом русле, поскольку в итоге критерием истинности, подлинности является практика (эксперимент, а не субъективные рассуждения).

Разум – способность человека, свойство сознания адекватно отражать окружающую реальность и ориентироваться в ней. Разумный человек обладает рассудком с помощью которого им вырабатывается определённый сознательный способ жизнедеятельности. С помощью разума осуществляется познавательная деятельность людей. Познавательная способность разума может входить в противоречие с рассудком, затуманенным сложившейся системой религиозных традиций. Консервативная политическая система затрудняет развитие прогрессивных ценностей и способствует омертвлению, окостенелости социума. Несмотря на это разум (да и в целом жизнь) стремится выйти за рамки субъективных схем или теорий, ограниченных знаниями соответствующих исторических периодов, с чем неоднократно сталкивалась наука. Производственная и познавательная деятельность людей стремится к адекватному отражению окружающего мира. Углубляется противоречие между слепой верой и знанием. Религиозная убеждённость теперь воспринимается как невежество вследствие преднамеренного искажения научных знаний в обучении и воспитании.

Таким образом, мифы, как отображение мировоззренческих и политических решений определённых исторических эпох на пути социального развития, в итоге становятся предметом фольклора.

Вместе с тем в русле исторического социально-культурного наследия неизбежно возникают разнообразные маргинальные общественные структуры, преследующие и политические цели. Свои вульгарные представления о традиции воинствующие маргиналы стремятся навязать существующей государственной системе в виде обрядов и обычаев. При определённом стечении обстоятельств все граждане становятся заложниками консервативной идеологии, навязанной маргинальной ортодоксией, сросшейся с коммерческой.

 

Александр Мурашев.

21.09.17. для Виперсон

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован