К проблеме светскости государственной системы образования и просвещения в России

В сети Интернет обнародовано воззвание РОО «Московские Суворовцы» «Развитие Кадетского движения – важная стратегическая задача». Подписанное совокупной рукой неких московских суворовцев, обращение содержит некоторый анализ ситуации вокруг идеи внедрения кадетского образования в общеобразовательные школы. В воззвании (далее будем ссылаться на него, как на публицистическую статью) представлены два взгляда на проблему, которые, по моему мнению, обходят вниманием основную причину нерешительности власти в безоговорочном внедрении кадетского образования. В статье выражается детское недоумение такой «непонятливостью» руководства страной. Вместе с тем, эта причина точно сформулирована в труде Карла Каутского «Происхождение христианства». Именно противоречия между конституционными требованиями личной свободы совести и реальной государственной политикой ограничения этой свободы путем клерикализации гражданского общества и составляет особенность текущего момента. К сожалению, это противоречие выходит за рамки обсуждаемых тем, что позволяет негласно внедрять в сознание граждан ложные представления о традициях, науке и истории. «Слишком долго воссоздание кадетских корпусов в стране было результатом самодеятельности  патриотической общественности», - утверждают авторы воззвания, при этом лукавят или недоговаривают. Упомянутая «патриотическая общественность» России изначально действовала в рамках религиозного патриотизма, в лаконичной форме выраженного стратегией реакционного министра просвещения XIX века С.С. Уварова «Православие, самодержавие, народность».

Несомненно, читатель обратил внимание, что статья Московских Суворовцев старается замалчивать подробности патриотического воспитания в СССР. Именно гражданскому единению в рамках социалистической концепции наша страна обязана победам в войнах, развязанных как внутренней контрреволюцией, так и зарубежным империализмом. Но и всеобщая христианизация самодержавной России порождала религиозно-державный патриотизм. По-видимому, именно такую организацию патриотического сознания внедряет существующая государственная власть в России, в противовес атеистическим концепциям гражданского единства. Превращение России в теократическое государство входит в завершающую стадию, когда жизнь гражданского общества всецело подчинена религиозной идее.

Поскольку кадетские корпуса возникли в период монархической России, когда церковь занимала ведущее место в жизни страны и являлась опорой самодержавной власти, то, как считает некоторая часть религиозных ортодоксов и современная церковная организация в России, кадетское образование должно включать церковно-религиозное образование как некую «историческую традицию». «Это была система триединого воспитания, включающую в себя воспитание духовно-нравственного сознания (воспитание нравственности), воспитание логики (умение мыслить) и воспитание через преподаваемые предметы», - ностальгируют авторы, выражая религиозный смысл атеистической терминологией, в которой с  «умением мыслить» никто не поспорит. Но авторы под этим «умением мыслить» имеют в виду совсем иное: вся государственная система народного образования, по их мнению, должна основываться на религиозных догматах, как это было в период самодержавия.

Фактически современные кадетские учебные заведения уже функционируют под идеологическим патронажем церковной организации. Такое положение противоречит светскости гражданского общества и не устраивает большую часть граждан, поддерживающих необходимость атеистического содержания просвещения, в котором бы религиозная тематика присутствовала в историческом аспекте, как атрибут завершившейся исторической эпохи, требовавшей тотального идолопоклонства как условия лояльности к монархической власти.

Наряду с этим, завершившееся воссоединение или срастание Армии с религией православного христианства и с российской церковной организацией, выражающей это религиозное направление, служит основанием для повсеместной замены светского образования религиозным.

Идея внедрения кадетских корпусов поддерживается российским казачеством, среди которого также нет единства по данной проблеме.

Возрождая по советскому образцу Суворовские и Нахимовские училища как первые ступени армейской и морской службы, формально не зависимые от церковной организации и казачества, власть стремится сохранить управляемый контроль над всей сферой воспроизводства военных сил фактически в союзе с церковной организацией.

Движение казачества, а более всего их идеология, стали камнем преткновения в идеологическом противостоянии разросшейся церковной организации гражданскому обществу. Интересы церкви, как известно, не ограничиваются воинствующим христианством. На идеологической волне преследуются чисто экономические и политические интересы.

К сожалению, содержание российской государственности всё более наполняется религиозной компонентой, приближаясь к уровню ближневосточных монархий и некоторых иных теократических режимов. Может быть, это связано с моими личными представлениями и впечатлением, но напрашивается такая аналогия: внедряя религиозную идеологию вопреки историческому опыту, власть с героическим упорством, образно говоря, продолжает «рубить сук, на котором сидит».

 

Александр МУРАШЕВ

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован