30 июля 2008
2906

Доклад заместителя Губернатора Челябинской области Ю.В. Клёпова 30.07.2008

Челябинская область в первом полугодии 2008 года и задачи до конца года

"Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в I полугодии 2008 года и задачах на II полугодие 2008 года"

Уважаемый Петр Иванович,
Уважаемые члены Правительства и приглашённые!

В первом полугодии 2008 года в области продолжалось динамичное развитие:
- промышленность выросла на 7,5%;
- строительство - на 20,7%;
- сельское хозяйство - на 6,8%;
- связь - на 22,8%;
- розничный товарооборот - на 24,8%;
- внешнеторговый оборот вырос на 43% до 5 млрд. долларов;
- в консолидированный бюджет области поступило 49,4 млрд. руб. с ростом почти на 28%;
- среднедушевые денежные доходы населения достигли 13 418 руб. с ростом на 46,8%, а за вычетом инфляции они выросли на 26,7%;
- за 5 месяцев среднемесячная заработная плата увеличилась на 32,3%
- до 13 878 руб.;
- реальная заработная плата выросла на 16,3%.

Правительством области совместно с органами местного самоуправления, предприятиями крупного и малого бизнеса, общественными организациями осуществлялись меры, направленные на обеспечение высоких темпов роста экономики и повышение уровня жизни населения. Работа строилась в соответствии с планом первоочередных мероприятий Правительства области на 2008 год, планом мероприятий по реализации положений доклада Губернатора Законодательному Собранию области, в которых определены приоритетные направления, основные цели, задачи и индикативные показатели на текущий год с указанием сроков и конкретных исполнителей. Во исполнение Указа Президента об оценке эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в апреле в Администрацию Президента был направлен Доклад о достигнутых показателях за 2007 год и их планируемых значениях на трёхлетний период.

В апреле на IX Южно-Уральском экономическом форуме:
- определены приоритеты развития области на долгосрочную перспективу;
- подписано 105 инвестиционных соглашений на сумму почти 400 млрд. рублей и созданием более 58 тыс. новых рабочих мест;
- рассмотрены стратегии муниципалитетов и предприятий области.

В настоящее время в 32 муниципальных образованиях Стратегии развития уже утверждены собраниями депутатов.

А дополнения и изменения в областную Стратегию одобрены Правительством и в августе будут вынесены на рассмотрение Законодательного Собрания.

Учитывая, что социально-экономическое положение области зависит от вклада каждого города и района, Правительство области уделяет особое внимание их развитию. С этой целью:
- на заседаниях Правительства в соответствии с утвержденным графиком рассматриваются итоги и проблемы развития муниципалитетов и даются конкретные поручения по их решению;
- подведены итоги конкурса социально-экономического развития муниципальных образований за 2007 год, который обеспечивает между ними "здоровую" конкуренцию;
- изменён формат работы региональной трёхсторонней комиссии и её секретариата: "центр тяжести" перенесён на места, на повышение эффективности деятельности территориальных комиссий;
- после выхода Указа Президента Российской Федерации "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления" создана рабочая группа по его реализации.

С целью повышения конкурентоспособности экономики Правительством области были реализованы меры по увеличению выпуска и продвижению на рынки конкурентоспособной продукции, привлечению инвестиций, внедрению инновационных технологий. Для поддержки предприятий в их продвижении на внутренние и внешние рынки совместно с торгово-промышленной палатой и выставочными центрами с начала года проведено 49 выставочных мероприятий.

Наиболее значимым событием стала Уральская промышленно-экономическая неделя, собравшая свыше 500 предприятий из 17 регионов России и 5 зарубежных стран.

Состоялся визит деловых кругов Самарской области, подписано Соглашение о сотрудничестве с Волгоградской областью.

В целях дальнейшего развития внутриобластной кооперации реализуется территориальный заказ на металлопродукцию, цемент, уголь, продукцию машиностроения.

Идёт серьёзная диверсификация экономики, увеличивается объём продукции с высокой степенью переработки. При росте промышленности на 7,5% производство транспортных средств выросло на 37% (тракторов на 22%, грузовых автомобилей на 26%), текстильных и швейных изделий - на 15,5%.

Значительный рост объемов производства достигнут в Усть-Катаве, Кыштыме, Миассе, Троицке, в Еманжелинском, Троицком, Ашинском, Пластовском, Коркинском районах, стабильно работают Челябинск, Магнитогорск, Златоуст.

Правительством области проводилась работа по повышению инвестиционной привлекательности и привлечению капитала в экономику области.

В 1 полугодии инвестиции в основной капитал оцениваются в 50 млрд. рублей. Введен в строй ряд значимых объектов:
- завод по выпуску алюминиевых банок для напитков фирмы "Рексам" в Аргаяшском районе;
- завод по производству сухих смесей в г. Челябинске;
- завод по производству упаковки в г. Копейске;
- деловой центр международного класса "Челябинск-СИТИ";
- гостиница "Холлидей-ИН" в Челябинске.

На ММК был введён второй агрегат непрерывного горячего цинкования, на Челябинском трубопрокатном заводе состоялась церемония закладки камня под строительство нового трубоэлектросварочного цеха, который планируется ввести в строй в 2009 году.

Область и сама является крупным инвестором. С целью повышения качества жизни жителей области проводилась активная работа по строительству дорог, инфраструктуры, объектов социального назначения.

В 1 полугодии введены в эксплуатацию:
- областная детская клиническая больница в г.Челябинске;
- плавательный бассейн в г.Пласте;
- спортивный комплекс с катком в г.Троицке.

Завершён нулевой цикл строительства центра сердечно-сосудистой хирургии, продолжается строительство Ледового дворца спорта, Челябинского метрополитена.

В 1 полугодии на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог выделено 1,9 млрд. руб. Завершено строительство и введён в эксплуатацию первый пусковой комплекс автодороги "Обход города Челябинска" (11 км).

Один из приоритетов социально-экономического развития области и муниципальных образований - развитие малого предпринимательства.

В текущем году в свете нового Федерального закона принят новый областной закон, внесены соответствующие изменения в действующую областную программу.

20 февраля состоялась встреча Губернатора области с руководителями 25 общественных объединений предпринимателей, по итогам которой подписан и реализуется Протокол поручений.

В конце мая впервые в рамках российского Дня предпринимательства в 20 муниципальных образованиях были проведены Дни малого бизнеса Южного Урала.

30 мая состоялся X съезд представителей малого бизнеса, в котором:
- приняли участие почти 1000 человек;
- подписано Соглашение о взаимодействии областных общественных объединений предпринимателей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса;
- прошёл общественную экспертизу проект новой ОЦП по развитию малого и среднего предпринимательства.

Неделю назад проблемы развития предпринимательства были рассмотрены на областном совещании при Губернаторе, где поставлены конкретные задачи перед муниципальными образованиями.

Область была признана лучшим регионом России с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства по результатам федерального конкурса "Золотой Меркурий".

Для развития инноваций в области действует система господдержки инновационной деятельности: приняты законодательные акты; реализуется вторая областная целевая программа; созданы основные элементы инновационной инфраструктуры.

В 1 полугодии проведены: областной конкурс "Изобретатель Южного Урала", научно-практические конференции по развитию инноваций в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, промышленности и строительства; в федеральном конкурсе по программе "Старт" победили 16 заявок от Челябинской области на реализацию инновационных проектов.

С целью увеличения доходной части бюджета области межведомственной рабочей группой предпринимались меры по обеспечению полноты и своевременности поступлений налогов.

Налоговые поступления в местные бюджеты в 1 полугодии выросли почти на 28%. Наибольший рост поступлений в местный бюджет обеспечен в Снежинске, Усть-Катаве, Красноармейском, Троицком, Увельском, Еманжелинском районах.

С целью повышения эффективности использования бюджетных средств, обеспечения доступности, качества и прозрачности государственных услуг в 1 полугодии:
- проведена оценка эффективности использования бюджетных средств органов исполнительной власти в 2007 году;
- руководители структурных подразделений Правительства защитили перед Губернатором личные планы работы на 2008 год;
- организовано ведение Реестра бюджетных услуг;
- уже в третий раз область победила в федеральном конкурсе по проведению административной реформы.

В этом году продолжена реализация национальных проектов, главной целью которых являются инвестиции в человека и повышение качества жизни населения.

24 июня состоялось заседание Совета по реализации национальных проектов при Губернаторе области, на котором были рассмотрены вопросы организации и эффективности их реализации. Остановлюсь кратко на достижении индикативных показателей.
В рамках нацпроекта "Доступное и комфортное жилье":
- введено 540 тыс. кв. метров жилья (рост на 13,8%). По вводу жилья на 1 жителя выше среднеобластного уровня показатели в Сосновском, Кусинском, Кунашакском районах, Челябинске, Магнитогорске, Еманжелинском, Еткульском районах;
- выдано 12 тыс. ипотечных кредитов (это 44% от плана на год);
- выделено 417 субсидий на приобретение жилья бюджетникам (38%);
- снесено 8,9 тыс. кв. метров ветхого жилья, переселено 140 семей (11%);
- подключено к газу 6,5 тыс. квартир (29%);
- предоставлены для жилищного строительства 652 земельных участка с ориентировочным вводом жилья 565 тыс. кв. метров.

Область первой в России включилась в программу ремонта многоквартирных домов с использованием средств федерального Фонда содействия реформирования ЖКХ с объёмом финансирования в текущем году 1,9 млрд. рублей. В 1 полугодии на капитальный ремонт домов направлено более 1,6 млрд. рублей, уже завершены работы на 68 домах (всего предусмотрено отремонтировать 1617 домов).

Нацпроект "Развитие АПК" придал импульс модернизации сельского хозяйства, повышению его эффективности.
Создано 2 сельскохозяйственных кооператива (из 6 запланированных на год).

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами привлечено кредитов на сумму 241 млн. руб.

В 1 полугодии достигнут заметный рост в животноводстве: производство мяса увеличилось на 24%, в т.ч. птицы - на 47,5% до 65,8 тыс. тонн.

Реализация мероприятий нацпроекта "Образование" способствует инновационному развитию сферы образования и создаёт предпосылки для перехода к экономике, основанной на знаниях.

Высокое качество образования подтверждено результатами ЕГЭ: 48 выпускников 2008 года получили максимальные 100 баллов, а средний балл челябинских школьников по каждому учебному предмету выше общероссийских показателей.

В 1 полугодии текущего года создано 4338 мест в детских дошкольных учреждениях, возвращено в систему дошкольного образования 17 зданий детских садов.

В рамках нацпроекта "Здоровье", направленного на развитие первичной медико-санитарной помощи и обеспечение населения высокотехнологичной помощью:
- осуществлены дополнительные выплаты 7 тысячам медработников участковой службы, сотрудникам скорой медицинской помощи и фельдшерско-акушерских пунктов в сумме 280 млн. рублей;
- прошли обучение 169 врачей первичного звена (более 70% от плана);
- перечислено 170 млн. рублей по 22 тысячам родовых сертификатов (54%);
- на получение высокотехнологичной медицинской помощи в федеральные клиники направлено 670 человек (70%);
- все новорожденные обследованы на наследственные заболевания.

В целях улучшения демографической ситуации реализованы меры по поддержке семьи:
- в области выплачивается 12 видов "детских" пособий. За 6 месяцев выплаты только на ежемесячное пособие составили 426,5 млн. рублей, на областное единовременное пособие при рождении ребенка - 48 млн. рублей;
- устроено в семьи 1239 детей-сирот, на 8% больше I полугодия 2007 года (из 16 тыс. детей, состоящих на учёте в органах социальной защиты, 11 тыс. проживают в семьях);
- обеспечен жильем 71 ребёнок-сирота, в муниципальные образования направлено субвенций 120 млн. руб. и до конца года планируется обеспечить жильем более 400 детей-сирот (6,7% от потребности);

По итогам 5-ти месяцев этого года:
- родилось 18 тыс. детей (с ростом на 11,7%);
- почти на четверть сократилась естественная убыль населения.

Для обеспечения роста благосостояния были приняты меры по увеличению денежных доходов и оказанию адресной социальной помощи:
- с 1 февраля повышена зарплата бюджетникам на 14%;
- проводятся мероприятия по переводу учреждений здравоохранения и образования на новую систему оплаты труда;
- 120 тыс. человек уже получили льготы по областному закону"О звании "Ветеран труда" (всего ожидается 150 тыс.);
- ко Дню Победы пенсионерам выплачено единовременное пособие в размере 500 рублей на сумму 370 млн. руб.;
- выделены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг 115 тыс. малообеспеченным семьям в размере около 1000 рублей на семью в месяц;
- 1,5 тыс. малоимущих граждан оказана материальная помощь на газификацию домовладений на сумму 29 млн. руб. (15 тыс. на семью - в 1 квартале, 25 тыс. - во 2 квартале).

За счёт роста экономики и значительного увеличения адресной поддержки из областного бюджета социально незащищённых слоёв населения среднедушевые доходы населения выросли на 46,8%, а с учетом инфляции - на 26,7%.

С целью повышения качества жизни населения большое внимание уделялось решению экологических проблем, которое осуществлялось в рамках трёх областных целевых программ.

В 1 полугодии текущего года велось строительство жилых домов, коммунальной и социальной инфраструктуры в селе Новомуслюмово, обеспечено безопасное прохождение паводковых вод, реализованы меры по защите населённых пунктов от лесных пожаров, организованы радиологические исследования на озёрах Аргаяшского, Сосновского районов, Кыштымского городского округа, утверждена Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий области до 2020 года.

Несмотря на достигнутые результаты, в области еще достаточно нерешенных проблем.

Замедлились темпы роста в промышленности с 10,9% в 1 квартале до 7,5% по итогам полугодия, что связано со снижением производства труб на "ЧТПЗ" в результате завершения поставок труб большого диаметра для проекта "Восточная Сибирь - Тихий океан". Кроме того, в связи с отменой таможенных пошлин возрос импорт цемента, что привело к снижению его отпускной цены и сокращению производства.

Отмечено снижение промышленного производства в Верхнем Уфалее, Копейске, Чебаркуле, в Карталинском, Катав-Ивановском, Кусинском районах.

Ниже уровня прошлого года ввод жилья в В.Уфалее, Карабаше, Миассе, Озёрске, Снежинске, Троицке, Катав-Ивановском, Красноармейском, Пластовском, Саткинском районах.

А в Усть-Катаве, Трёхгорном, Локомотивном не было введено ни одного квадратного метра жилья. Крайне низкие показатели ввода жилья на одного жителя в Верхнем Уфалее, Златоусте, Озёрске, Катав-Ивановском, Октябрьском районах.

Снизилось поголовье крупного рогатого скота в Кунашакском, Нязепетровском, Еманжелинском, Карталинском, Сосновском, Красноармейском районах.

Недостаточными темпами идёт газификация в Верхнем Уфалее, Варненском, Кунашакском, Нязепетровском, Троицком районах.

Несмотря на некоторое улучшение показателей, остается напряженной демографическая ситуация: за 5 месяцев естественная убыль населения составила 4,8 тыс. человек, на 21% увеличилась младенческая смертность, на 19,4% выросла смертность от неестественных причин.

Высок уровень безработицы в г.Карабаше, Катав-Ивановском, Октябрьском районе, Нязепетровском, Кусинском районах.
Усилилась инфляция на потребительском рынке: в июне цены выросли на 1%, а по сравнению с началом года потребительская корзина подорожала на 9%.

Теперь о первоочередных задачах на II полугодие.

В целях повышения уровня и качества жизни населения области, сохранения высоких темпов экономического роста необходимо:
- органам исполнительной власти и муниципальным образованиям обеспечить освоение выделенных им бюджетных средств и достижение запланированных на 2008 год индикативных показателей;
- Минэкономразвития до 1 сентября разработать прогноз социально-экономического развития области на 2009-11 годы, на основе которого Минфин области до 20 сентября подготовит проект областного бюджета на трёхлетний период.

В рамках подготовки бюджета органам исполнительной власти необходимо:
- до 15 августа разработать и принять нормативно-правовые акты, устанавливающие расходные обязательства областного бюджета на трёхлетний период;
- подготовить доклады о результатах и основных направлениях деятельности, которые должны быть до 1 августа предоставлены в отраслевые комиссии при заместителях Губернатора области.

Минфину, главным распорядителям бюджетных средств, муниципалитетам необходимо рассчитать и учесть в бюджете все необходимые расходы. В частности на формирование фонда оплаты труда окажут влияние:
- повышение с 1 января 2009 года минимального размера оплаты труда с 2300 до 4330 рублей;
- переход на отраслевую систему оплаты труда бюджетников, которая позволит стимулировать повышение производительности труда, обеспечить взаимосвязь между эффективностью работы и зарплатой.

С 1 сентября запланирована апробация новой системы в образовательных учреждениях 7 муниципальных образований, а также в ряде медицинских учреждений.

Кроме того, значительно возрастут расходы и за счет высокого роста тарифов на топливно-энергетические ресурсы.

Минстрою области необходимо до 1 ноября согласовать схему территориального планирования области с Минирегионразвития России, а также направить вторую заявку на участие в программе капитального ремонта жилых домов.

В текущем году поставлена задача обеспечить прирост ВРП не менее 9%. Учитывая, что около половины объёма ВРП формируется за счет промышленности, необходимо реализовать мероприятия в рамках:
- комплексного плана по развитию машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов;
- Соглашения с РАО "ЕЭС" по вводу новых генерирующих мощностей, созданию и реконструкции электросетей;
- работы по стабилизации финансового положения проблемных промышленных предприятий.

Минпром и Минстрой совместно с ЧТПЗ и предприятиями цементной промышленности, в соответствии с поручением Губернатора, должны проанализировать причины снижения объемов выпуска продукции и разработать меры по недопущению сокращения производства.

Становление экономики области на инновационный путь развития - одно из направлений кардинального повышения производительности труда. С целью увеличения доли инновационной продукции в выпуске товаров и услуг необходимо:
- активизировать работу инновационных технопарков и бизнес-инкубаторов (сейчас действуют в Челябинске, Магнитогорске и Озерске);
- создать венчурный фонд для поддержки малых инновационных предприятий на условиях софинансирования из федерального бюджета.

Органам исполнительной власти совместно с главами муниципальных образований нужно обеспечить эффективную реализацию на территории области национальных проектов, их финансирование в полном объеме и безусловное достижение запланированных индикативных показателей.

С целью расширения оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению должно быть завершено строительство в Челябинске центра сердечно-сосудистой хирургии и ПЭТ-центра, приобретено медицинское оборудовании, обеспечено формирование команды высококвалифицированных специалистов. Формированию здорового образа жизни, созданию условий для занятий физкультурой и спортом послужат строительство и ввод в эксплуатацию Ледового дворца спорта и первой очереди конноспортивной школы в Челябинске, шести физкультурно-спортивных комплексов в городах и районах.

Для оказания социальной поддержки населению предстоит реализовать:
- в полном объеме предусмотренные законодательством меры социальной поддержки ветеранов, инвалидов, семей с детьми, малообеспеченных граждан;
- запланированные мероприятия в рамках Года семьи;
- План по созданию не менее 18 тыс. рабочих мест, главным образом в высокотехнологичных отраслях экономики.

Среди основных мер по улучшению экологической обстановки предстоит:
- разработать проекты областных целевых программ "Чистая вода" и ОЦП по обеспечению ядерной и радиационной безопасности до 2015 г.;
- завершить строительство 100 домов и школы в поселке Новомуслюмово.
А главам муниципальных образований необходимо:
- до 8 августа согласовать основные показатели прогноза с Минэкономразвития, а в октябре-ноябре утвердить бюджеты территорий;
до 1 сентября текущего года:
- принять стратегии развития во всех без исключения муниципальных образованиях;
- погасить задолженность за потреблённые топливно-энергетические ресурсы. (По оперативным данным на 11.07.08 задолженность муниципальных предприятий ЖКХ в Ашинском районе составила почти 27 млн. руб. или 8 объемов среднемесячного потребления, в Еманжелинском - 25 млн. или 6,5, в Карабаше - более 5,5 млн. и 4,8);
- до 1 октября завершить подготовку жилищно-коммунального хозяйства к зиме;
- организовать и провести уборку урожая в оптимальные сроки, принять меры по увеличению поголовья крупного рогатого скота;
- увеличить доходы местных бюджетов за счет эффективного использования налогового потенциала (это имущество физлиц и земля);

Учитывая, что акцент развития малого бизнеса перенесен на муниципальный уровень главам необходимо:
- до 1 сентября привести в соответствие с действующим законодательством муниципальные нормативные правовые акты, по которым Прокуратура выявила нарушения;
- разработать порядок формирования и ведения перечней муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства;
- утвердить перечни муниципального имущества для сдачи в аренду предпринимателям на долгосрочной основе;
- предусмотреть средства на финансирование муниципальных программ развития предпринимательства при формировании местных бюджетов.

По поручению Губернатора по итогам визита министра транспорта Левитина И.Е. должен быть разработан комплекс мер по развитию при участии малого бизнеса придорожного сервиса (центры питания, технического обслуживания, гостиницы) вдоль трассы М5.

И ещё раз хочу заострить внимание, что первоочередная задача ближайшего месяца - подготовка учебных заведений к началу учебного года.

Прошу членов Правительства поддержать представленный проект постановления

www.chelindustry.ru
30.07.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован