Эксклюзив
Простов Александр Федорович
20 декабря 2013
8735

Александр Простов: Доклад : `Проектно-контрактная экономика как новый вектор развития России`

В рамках заявленных тем форума предлагается рассмотреть три аспекта: условия глобализации, инновационная стратегия и местное самоуправление, используя для этого критерии Концепции "Проектно-контрактная экономика". СЮЖЕТ N1. Проектно-контрактная экономика как новая стратегия инновационного развития России. Сначала речь пойдет об идеях, призванных спасти экономику страны посредством научно-технического прогресса. Общеизвестно, что идеи могут быть реализованы только с учетом правильной оценки степени влияния человеческого фактора на существующие процессы. Здесь любая идея эффективно реализуется только посредством триединства решаемых задач в общественно-политической, социально-экономической и международной сфере деятельности. Поэтому, чтобы восстановить энергию для развития России нужно вернуть свой геополитический, экономический, финансовый, технологический и кадровый суверенитет. В этой связи особый интерес представляют результаты исследований академика Макарова В.Л., где он сделал научный прогноз и сформулировал новый этап развития глобальной экономики: "человечество построило информационное общество и экономику знаний. Следующий этап развития - это проектно-контрактная экономика, где проект есть иерархическая сеть контрактов, где все расписано как в юридическом контракте. Однако профессионалов, способных так сделать проект, пока нет. Нет и опыта создания таких проектов. Нет школы по обучению такой профессии. Все надо начинать с нуля ...>>. Общеизвестно, что любой инновационный проект начинается с идеи, масштаб и качество которой определяет внутреннюю ценность ее автора. Если человек захотел реализовать свою идею, то он должен оформить ее как проект, что позволяет определить внешнюю потребительскую полезность и стоимость этой идеи, которая определяет уровень компетенции и рейтинговый статус автора в иерархии тех, кто занимается этой же темой. Проекты реализуются в условиях неопределенности, где непременно возникают риски. Риски есть во всех проектах, поэтому управление рисками - это готовность к наступлению непредвиденных и нежелательных событий с негативными последствиями. СЮЖЕТ N2. Риски как условия глобализации для России. Разговор о тенденциях и прогнозах стратегии инновационного развития нужно начинать с анализа и определения координат страны в рамках международного разделения труда, ее доли в мировых ресурсах, в мировом ВВП, в распределении мировой прибыли, собственной стратегии развития, модели государственного управления, регионального самоуправления и влияющих на них внешних и внутренних факторов. В этом смысле можно утверждать, что в соответствии со статьей 15 Конституции РФ, вектор развития определяется международными договорами, так как они имеют приоритет над внутренним законодательством. В свою очередь международные договора определили место и роль России как поставщика сырья для мировой экономики. Поэтому все инвестиции направлены на разработку и внедрение инноваций в сырьевую сферу экономики страны. Исходя из этого, России вот уже 20 лет извне навязывают ненужную ей "Повестку дня". Для инновационного развития бизнесу и населению нужны не рейтинги, не курсы валют и цены на нефть, а собственные дешевые и длинные кредитно-инвестиционные деньги, без которых никакой модернизации, реструктуризации и креативной экономики не будет. При этом кризис показал, что менеджеры, подготовленные по западным учебникам, оказались неспособными решать задачи нового уровня сложности. Их научили принимать оптимальные решения не по законам конъюнктуры развития рынков, а по результатам маркетинга в рамках ситуации, сложившейся "здесь и сейчас". Поэтому полученные промежуточные результаты не смогли сложиться в единое целое и создать синергетический эффект". Сегодняшний кризис вызван, в том числе и тем, что люди, занимающие командные высоты в мировой экономике и политике, имели в основном математическое или техническое, а отнюдь не управленческое мышление. Многие их решения были формально правильные, но, по сути, противоречили сложившемуся укладу, образу жизни и исторической памяти больших групп людей. Знание схем и процедур полезно только в том случае, если правильно выбрать время, место и обстоятельства их применения. Это означает, что нынешнее высшее управление на международном уровне не сможет справиться с потрясениями, которые ожидают мировую систему. Современная мировая политическая элита более не в состоянии самостоятельно делать выбор вектора, модели и способа развития, так как не способна дать адекватную оценку стремительно усложняющейся реальности, найти новые решения, разработать и реализовать инновационные идеи. СЮЖЕТ N3. Инновации. В предыдущих докладах форума доминирует мнение о том, что у нас инновации не внедряются. Хотелось бы не согласиться с эти мнением, так как за 20 лет в России внедрено тысячи инноваций. Вопрос в том, какие это инновации, и каковы последствия от их внедрения. Например, инновации, внедренные в сфере законотворчества, применительно к разным отраслям: в экономике - это ваучеры, залоговые аукционы, соглашение о разделе продукции, золотые парашюты. Оффшоры, откаты, обналичка. Зависимость уровня жизни граждан от макроэкономических показателей (средняя температура по больнице) и цен на нефть и газ. В социальной сфере - это монетизация льгот, новая пенсионная формула, платная медицина. В сфере науки и образования - это ЕГЭ, ликвидация РАН. Особенно проявили себя инновации в сфере управления персоналом, известные как оптимизация затрат. Сократили лесников и ремонтные бригады, увеличив численность и зарплату менеджерам по рекламе и контролерам, особенно на транспорте (отличились РЖД и Метро). Увеличили в несколько раз территорию Москвы. Результат: за 20 лет ликвидировано более 30 тыс. деревень, соответственно закрыто столько же школ, домов культуры, библиотек, акушерских пунктов, инфраструктура разваливается, рост ВВП и доходы населения снижаются, а старая сырьевая экономика не воспринимает никакие инновации. СЮЖЕТ N4. Инновационные проекты. Как обстоят дела с реализацией проектов в других отраслях экономики России, рассказала Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова в интервью на ОРТ в передаче "Познер" от 2.12.2013 года. Сложившаяся в России экономическая модель себя исчерпала и никакого реального роста не будет, только статистический - формальный. Созданные и создаваемые структуры развития не дают ту эффективность, которую в них закладывают при создании. Бюджеты всех уровней расходуются неэффективно. Финансируемые из бюджета программы и проекты имеют незаконченный вид, поэтому не дают запланированного результата. С одной стороны, деньги, выделяемые на реализацию этих проектов, лежат на счетах и не работают на экономику. А с другой стороны принимаются проекты, на которые деньги в бюджете не предусмотрены. При этом проекты готовятся в двух вариантах: оптимистический (по максимальному результату) и пессимистический (по минимальному результату), но результаты получаются ниже минимума. Например, по состоянию на 1 ноября 2013 года реализация проектов, на которые выделили деньги, находятся на уровне 10-20% от графика. Имея всю информацию о работе Кремля и Правительства, у Татьяны Голиковой наступило "полное разочарование в системе и в людях, которые в этой системе работают". Слабые кадры, у которых нет понимания того, что они должны выполнять свои обязанности и делать ту работу, на которую их взяли. На вопрос "Почему так происходит?" - ответа у власти нет. СЮЖЕТ N5. Политический мониторинг. На самом деле, ответ на этот вопрос есть у экспертов: применительно к России проблема заключается в неэффективности применения властью принятой теории и сложившейся практики управления общественно-политическими и социально-экономическими процессами, системами, ресурсами. В стране, где переименование создает видимость перемен, а все остается неизменным, никакая система законов и институтов не способна решить существующие проблемы: "Механизмы реализации всех благих намерений жестко заблокированы" (Гринберг). Кем заблокированы? Ответ дает доклад Центра исследования будущего: "Россия сегодня - это сырьевой придаток мировой экономики с внешнем управлением. Она как дойная корова, которую не убивают, но и не дают выйти из стойла. Внешний уровень управления не позволит России быть суверенной страной". Эту оценку подтверждает депутат от "Единой России" Федоров Е. А.: "Россия проиграла холодную войну, а проигравший - платит. И мы платим". Кому и как платим можно узнать из отчетов: вместо создания новых рабочих мест и внедрения новых технологий, Минфин вкладывает деньги в иностранные ценные бумаги под 2%, а бизнес берет кредиты под 10-12%. Это мировая рента - налог на Россию. При этом программа развития до 2020 года, подготовленная Минэкономразвития была отвергнута Минфином по причине отсутствия средств на ее реализацию. Кудрин заявил, что "в ближайшие 10 лет мы лучше жить не будем". Таким образом, работающим придется решать свои социальные проблемы самостоятельно. Эти факты подтверждает профессор МГИМО Валентин Катасонов: "Мир оккупирован и Россия часть этой оккупированной территории". Эмиссия производится тайно и бесконтрольно - деньги передаются частным банкам, но не отражаются на балансах национальных Центральных банков, а проходят как забалансовые или внебалансовые операции. С ним согласен советник Президента России Владимира Путина Сергей Глазьев, направивший в Кремль письмо, где предупредил о финансовой войне со стороны развитых стран за обладание реальными ресурсами - они наращивают свою валютную эмиссию, с помощью которой скупают реальные активы. Соотношение денег в обороте и в резервах для России губительно. Если Россия будет продолжать ту же политику, то она финансовую войну проиграет. Ситуация обострилась настолько, что депутаты предложили отказаться от доллара США как расчетной валюты и продавать нефть и газ только за рубли. "Цивилизационная" матрица России, ее генетически заданный историко-культурный путь развития, уже более тысячи лет находится в состоянии несоответствия архитектуре территориального устройства и системе управления государством". Русские в России живут не своей жизнью". "Страна превратилось в частную собственность бюрократии, поэтому в России создана не система государственного управления, а система вертикального кормления. Она построена таким образом, чтобы любыми способами загнать граждан и регионы в состояние постоянной зависимости одних от пособий, а других от дотаций. Вертикаль власти превратилась в монополию на право принятия решений по поводу кадровых назначений, производства и перераспределения национальных ресурсов и общественных благ". "Характер проводимых реформ в России оценивается как случайный набор хаотических идей, мер и действий, которые не выстраиваются в общую стратегию развития и не создают синергетического эффекта. Чиновничество делает все, чтобы не допустить независимых экспертов к управлению государством. Но без участия интеллектуальной элиты - мудрецов - экспертов в управлении, без их доминирования при принятии решений, страна и народ рискуют навсегда остаться заложниками ситуации "как есть". "Причиной торможения инновационной научно-технической деятельности является низкое качество ЧК и неблагоприятная среда для инновационной деятельности. Снизилось качество всех составляющих ЧК: образования, науки, элиты, специалистов, жизни. Низкая производительность труда существенно снижает качество накопленного национального ЧК. Решить эти проблемы можно только посредством инновационных социальных финансово-инвестиционных технологий и новых модельных решений". Общий вывод - оценка деятельности власти со стороны экспертов: "Министерство экономического развития есть, а экономического развития нет. Это значит, что власть занимается не теми проблемами, которые тревожат общество - для них конечно важно мнение народа, но они просто не успели его спросить, хотя все инвестиционные деньги периодически тратятся на рейтинги, социальную рекламу, социологические опросы и тестирование ...>>. Многим экспертам давно понятно, что все эти последствия произошли благодаря активности либеральных монетаристов, которые заполонили собой СМИ и все экспертные советы вокруг Кремля и Белого Дома. СЮЖЕТ N6. Муниципалитет - это не русское понятие, которое Россия использует, будто бы она французская колония. Поэтому нужно немедленно вернуть понятия община, соборы, местные советы, районы. ОМСУ должны стать частью государственного управления, при этом не центр, а они говорят, какие проблемы нужно решать, какие законы нужно принимать и в какой последовательности. Власть должна научиться использовать территориальные конкурентные преимущества России и правильно размещать производство по всей территории страны, а не только на Кавказе и в Москве. Сейчас вся экономика страны построена на зависимости регионов от центра. В сложившихся условиях можно с уверенностью сказать, что ни у кого не хватит ни времени, ни ресурсов пересмотреть и оспорить решения, за которыми стоят 10 тыс. коррупционных законов и 250 тыс. продажных чиновников. Единственный путь уничтожить клубок сложившихся противоречий - это изменить саму систему управления в России: отказаться от искусственного, а потому неэффективного федерализма, где только 10% субъектов федерации кормят сами себя и перейти на модель "Принципат" - прямое Президентское правление 25 тыс. общинами. Проектно-контрактная экономика дает возможность территориальным НКО взять на себя ответственность и функцию решения всех социальных задач территории и реализовать принцип самоуправления, саморазвития, самофинансирования. Кроме того, роль собственника должна быть ограничена интересами государства и общества - так принято во всем мире. Для этого необходимо разработать единую развернутую во времени и пространстве Программу действий, понятную и привлекательную для большинства населения России, которая реализует тезис: "Управлять нужно так, чтобы знать проблемы каждого квадратного метра территории, которой ты управляешь, тогда поселения вместо разовых дотаций получат долгосрочные инвестиции, а граждане вместо пособий - рабочие места с европейской зарплатой". СЮЖЕТ N7. "Чтобы что-то изменить на практике, нужно что-то новое придумать в теории". Практика показала, что стратегические цели могут достигаться только при условии их соответствия возможностям операционного управления. Поэтому в центр решения всех проблем необходимо поставить "управление", которое может быть или эффективным - соответствовать всеобщим принципам и законам, или неэффективным. Это дает возможность подвести под общий знаменатель любые проблемы и найти единственно правильное решение. Для реализации этой идеи нужны новые наука, методы, концепции, стандарты, проекты и технологии, которые позволят одним решением устранить целый кластер различных проблем. Здесь важно не только ответить на вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?", но и определить "Как делать?" и "Кто это будет делать?". В этой связи предлагается другая стратегия развития и новая модель управления "Принципат: соборно - сетевое управление в России", реализация которой начинается с подписания "Общественного договора между коренными народами России о взаимных гарантиях совместного развития". Модель разработана в рамках когнитивной науки "Политическая кибернетика", которая включает в себя концепции "Проектно-целевое управление процессами, системами и ресурсами", "Экспертное управление проектами", "Социальная экспертиза и оценка объективности, эффективности и полезности принимаемых властью решений". Модель строится на триединстве и соответствии трех элементов, необходимых для перехода из ситуации "как есть" в ситуацию "как надо", которые позиционируются как: - "Повестка дня" - это "Матрица национальных проблем" Она выстраивается по критериям важности как иерархия вопросов, которые необходимо решать, выделяя нужный объем национальных ресурсов. Чтобы правильно ее составить, нужно уметь понимать смыслы, правильно формулировать вопросы и проблемы. Для этого необходимо понимать суть проблемы, причины ее появления, этапы развития и способы ее устранения. - "Матрица системных решений" - это "Карта маршрута" перехода из ситуации "как есть" в "ситуацию как надо", которая составляется в соответствии с новой, предметно нераздробленной, научно обоснованной стратегией развития и системой управления. Это система принципов, законов, критериев, методов, моделей, технологий и механизмов, посредством которых новые идеи становятся проектами, а сложные научно-теоретические конструкции переводятся в готовые практические решения. Матрица обеспечивает вертикально-горизонтальными связями и определяет пространство для формирования решений, направленных как на выживание системы в условиях неопределенности, так и на обеспечение взаимодействия систем, построенных на разных основаниях. Чтобы ее составить, необходимо владеть технологией поиска новых эффективных решений. - "Матрица компетенции" - это кадровая модель, описывающая профессиональные требования к людям, которые будут реализовывать "Программу действий" при решении вопросов "Повестки дня". Новые кадры должны обладать экспертно-проектным мышлением: знать принципы, законы, методы, модели, проекты, технологии, механизмы и иметь личные кейсы готовых решений. Она формируется посредством "Паспорта функциональных ресурсов человека", который определяет потенциал и возможность стать специалистом, способным перспективные идеи превращать в научные конструкции, а конструкции - в готовый интеллектуальный продукт. Матрица определяет кругозор и уровень концептуальных знаний, вырабатывает навыки управлять информацией по критериям, которые ставят своей целью определить три уровня способности: принимать решения в стандартных условиях; принимать решения в изменяющихся условиях; принимать решения в непредсказуемых условиях. Она используется как универсальная технология соединения фундаментальных знаний с практикой принятия решений посредством соединения сферы науки и образования с экономическими, политическими и социальными практиками; решает вопросы коллективного успеха и индивидуального лидерства в сфере высших достижений. "Матрица компетенции" не имеет аналогов в мире и является исключительно отечественной системой оценки качества знаний и профессиональной подготовки. Проведя на ее основе подготовку новых управленческих кадров, "Русская школа управления" обеспечит внедрение новой экономической модели посредством новой "SOS - стратегии", раскрывая духовные смыслы реализованных проектов-идеалов ("SOS" - "save our soul" - "спасите наши души"). Это значит, что в проектно-контрактной экономике изначально заложено многообразие сти?мулов, в том числе духовных, что отличает ее от классической рыночной экономики, где существует только один стимул - прибыль. Россия лучше других приспособлена для развития этой модели, так как еще не забыта советская плановая экономика. Пришло время заставить правительство извлекать выгоду из геополитического положения страны, а не участвовать в около научных дискуссиях по вопросу какая Россия - западная или восточная цивилизация. В этом смысле, чтобы создать инвестиционные условия для развития регионов и страны в целом, нужно научиться управлять этими инвестициями как бизнес-процессами. Для этого гражданское общество должно активнее участвовать в управлении государством - оно должно научиться фиксировать и измерять обязательства и обещания власти; должно иметь собственные технологии организации контроля за деятельностью власти; должно создавать эффективные механизмы влияния на чиновников. В этом смысле мы отвечаем на вопрос: "Кто, как и от кого будет спасать Россию, если под спасением подразумевается реформирование экономики и модернизация системы управления". Простов А. Ф. - канд. полит. наук, Сопредседатель НП "Национальный союз общественных экспертов". Международная научно-практическая конференция "Инновационная стратегия развития России в условиях глобализации". (R) Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. E-mail: russelcom@ yandex.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован